Смерть Тарелкина
Time Out

О спектакле

Единственная классика в репертуаре Центра драматургии поставлена ее руководителем. И хотя он и придерживается минимализма в рассказе о простом русском чиновнике, задавленном бюрократами, но спектакль выглядит довольно претенциозной работой по осовремениванию хрестоматийного текста.

«Смерть Тарелкина» — первая русская классическая пьеса, которую играют на сцене Центра. Кроме нее в репертуаре по-прежнему только современные, спорные и скандальные драматургические опыты. «Тарелкина» взялся ставить руководитель Центра — Алексей Казанцев, долгое время спектаклей не выпускавший. Поэтому его опыт претендовал бы на программное высказывание, если бы не был таким вялым.

«Смерть Тарелкина» — третий акт трилогии, обличающей фирменную для России тему — произвол чиновников. По жанру пьеса — комедия-шутка, по сути — сатирический фарс. В ЦДР пьеса для шутки слишком язвительна, а для фарса — недостаточно остра. Этому срединному жанру неуклонно следуют и актеры — в создании образов, и режиссер — при выстраивании действия. Потому «Смерть» кажется хоть и добротно поставленным, но не вполне внятным спектаклем.

В послесловии к первому изданию своей трилогии Сухово-Кобылин писал, что картины, описанные в его пьесах, он видел «везде и нигде», просто усилил их до размеров фантастических. В спектакле Казанцева проделана та же попытка. Другое дело, что фантасмагорические герои прошлого уже не кажутся нам странными. Они и им подобные спокойно разгуливают по современным улицам, сидят в приемных, берут взятки и дерут штрафы за не вовремя включенный поворотник.