Антигона
Режиссер/Постановщик
Юрий Любимов

О спектакле

Политическую трагедию о противостоянии государственной системе превратили в притчу о любви и смерти.

«Антигона» Юрия Любимова — спектакль о смерти и любви; сделай он ее 20 лет назад на сцене Таганки, некогда самого политизированного театра страны, акценты были бы расставлены по-другому. Но сегодняшний Любимов как будто намеренно сводит на нет весь гражданский пафос истории Антигоны, вопреки приказу фиванского правителя Креонта решившей похоронить своего брата Полиника. Включив в текст пьесы фрагменты из Песни Песней, режиссер сделал самой важной темой любовь Антигоны и Гемона, сына Креонта. И с помощью композитора Владимира Мартынова создал на сцене действо, близкое к ритуальному театру Анатолия Васильева.

Перед началом спектакля в темном зале администраторы рассаживают зрителей, фонариками освещая им дорогу. В эстетизированном, формально безупречном спектакле Любимов играет со зрителем, водя его узкой дорожкой света в потемках. Он смешивает стили и эпохи, вызывая в памяти аллюзии на спектакли других режиссеров; одевает персонажей в стилизованные греческие одежды (костюмы Рустама Хамдамова), а на корифея хора напяливает тиару, сделанную из банок Coca Cola. Пространство, в котором разыгрывается трагедия, похоже на вход в гигантский торговый центр (крутящиеся зеркальные двери придуманы сценографом Владимиром Ковальчуком). И таких иронических деталей — множество. Но в финале все действующие лица отправлены прямиком в царство мертвых, а зал и сцена погружаются в кромешную тьму. А за белым спустившимся занавесом ходят тени, которым уже все равно: правитель ты, герой или простой смертный.