Черная комедия

О спектакле

В этой "Черной комедии" юный скульптор решил выгодно жениться и выгодно же продать свои работы богатому коллекционеру.
В этой "Черной комедии" юный скульптор решил выгодно жениться и выгодно же продать свои работы богатому коллекционеру. Нет ни черного юмора, ни черного цвета. Хотя свет в доме, где происходит действие комедии Петера Шеффера, полностью гаснет в самом начале первого действия, а включается только в конце действия второго. Однако на сцене, наоборот, светло. А если спичку или зажигалку зажгут, становится только темнее.

Актеры с упоением демонстрируют этюды под названием "хождение вслепую" и "общение в кромешной темноте". Это когда пытаешься пожать человеку руку, но промахиваешься. Или разговариваешь о ком-то через его голову, и при этом думаешь, что он, тебе невидимый, ничего не слышит. Скульптор-неудачник Миллер (Валерий Дегтярь) проделывает рискованные трюки со стульями, чудом никого не задевая. Его невеста Кэрол (Ксения Назарова) старательно разливает в темноте напитки и мило выплескивает их на гостей.

Совершенно некстати Дегтярь и Назарова иногда срываются на драму, устраивают семейные сцены. Это странно, и очень выбивается из предложенной изначально комедии положений. Спасает положение старшее поколение актеров театра. Трогателен Заблудовский в роли электромонтера, философа и поэта Шварца с повадками как минимум профессора. Отец невесты, полковник Мелкетт (Геннадий Богачев) радостно кувыркается в кресле-качалке на потеху публике и напоминает туповатого грибоедовского Скалозуба. Сосед Корриндж (Андрей Толубеев) испускает дикие крики и по-обезьяньи скачет с антикварными статуэтками и бесценными подсвечниками между ног: выглядит не совсем прилично, но и не противно. Неожиданно резва и шаловлива Лариса Малеванная в роли соседки мисс Фернивел. Непривычно видеть актрису такой безудержной хулиганкой, которая в пьяном виде валяется на столе, болтает в воздухе ножками и отпускает двусмысленные шутки. Однако делается это легко, виртуозно и вовсе не пошло.

Именно Малеванной с Толубеевым пусть изредка, пусть средствами "ниже пояса", но удается от души рассмешить зрителя и напомнить ему, что перед ним разыгрывают фарс. Но в БДТ, видимо, побоялись скатиться до уровня глупых, но кассовых антреприз. Комедия получилась сдержанно-бессмысленная, словно улыбка Джоконды.