Будущее зависит от тебя. Новые правила

О событии

В Музее современного искусства показывают амбициозную выставку, проехавшую всю страну - от Владивостока до Калининграда.

Претендент на премию «Инновация» в разделе «Региональный проект», выставка «Новые правила» предъявила в прошлом году стране новый образ современного искусства.

Не то чтобы провинция ничего подобного раньше не видела. В одних городах есть филиалы ГЦСИ, в других устраивают выставки и фестивали, есть и свои художники, приезжают с гастролями москвичи и иностранцы. Но только в прошлом году регионы увидели то, что в столице уже принимают как должное: современное искусство — больше не малобюджетный эксперимент, а проект, успешный во всех отношениях, в том числе и коммерческом.

Для тех, кто ничего не знает и боится спросить, выставку и прилагающийся к ней каталог строили как небольшую энциклопедию-справочник. Представлены все главные имена, общим числом 21: лауреаты, номинанты, участники престижных биеннале, герои рынка — от А (AEC + Ф) до Ш (Шеховцов) — с короткими биографиями, разъяснением работ, указанием предшественников, современников, источников и параллелей. Для компактности и внятности исключены те, кто пока не дотягивает, в том числе и многообещающая молодежь и старики, живущие по своим правилам и, как правило, не на родине.

Судя по выставке, новые отечественные правила вырабатывали по западным лекалам, но на свой лад. Вроде и тренды все представлены, и художники с хорошими зарубежными карьерами, а результат получился совершенно в отечественном вкусе: эффектный, жизнерадостный, яркий. Во всех семи разделах выставки — и в концептуалистской «идее», и в обращенной к повседневности «социальности», и в тяготеющей к анекдоту «пародии», и в абсурдистской «психоделии», и в проникнутой левой идеей «революции», не говоря уже о демонстрирующем способности к бесконечной трансформации «теле», — чувствуется здоровое дыхание победившей «неоклассики», честной любви художников к традиции, красоте и гармонии. Это логично: чтобы успешно вписаться в шесть провинциальных и один столичный музей, новые правила должны быть гибко увязаны со старыми.

Пенять на зеркало бесполезно. У анонимных частных коллекционеров, из собраний которых формировалась выставка, и ее куратора Пьера Броше есть повод для гордости — пусть на короткое время, но им удалось показать в провинции, а теперь и в Москве, что будущее зависит совсем не от медленно поворачивающихся государственных музеев и новые правила пишутся не ими.