Москва
Москва
Петербург

Будущее зависит от тебя. Новые правила

В Музее современного искусства показывают амбициозную выставку, проехавшую всю страну - от Владивостока до Калининграда.

Претендент на премию «Инновация» в разделе «Региональный проект», выставка «Новые правила» предъявила в прошлом году стране новый образ современного искусства.

Не то чтобы провинция ничего подобного раньше не видела. В одних городах есть филиалы ГЦСИ, в других устраивают выставки и фестивали, есть и свои художники, приезжают с гастролями москвичи и иностранцы. Но только в прошлом году регионы увидели то, что в столице уже принимают как должное: современное искусство — больше не малобюджетный эксперимент, а проект, успешный во всех отношениях, в том числе и коммерческом.

Для тех, кто ничего не знает и боится спросить, выставку и прилагающийся к ней каталог строили как небольшую энциклопедию-справочник. Представлены все главные имена, общим числом 21: лауреаты, номинанты, участники престижных биеннале, герои рынка — от А (AEC + Ф) до Ш (Шеховцов) — с короткими биографиями, разъяснением работ, указанием предшественников, современников, источников и параллелей. Для компактности и внятности исключены те, кто пока не дотягивает, в том числе и многообещающая молодежь и старики, живущие по своим правилам и, как правило, не на родине.

Судя по выставке, новые отечественные правила вырабатывали по западным лекалам, но на свой лад. Вроде и тренды все представлены, и художники с хорошими зарубежными карьерами, а результат получился совершенно в отечественном вкусе: эффектный, жизнерадостный, яркий. Во всех семи разделах выставки — и в концептуалистской «идее», и в обращенной к повседневности «социальности», и в тяготеющей к анекдоту «пародии», и в абсурдистской «психоделии», и в проникнутой левой идеей «революции», не говоря уже о демонстрирующем способности к бесконечной трансформации «теле», — чувствуется здоровое дыхание победившей «неоклассики», честной любви художников к традиции, красоте и гармонии. Это логично: чтобы успешно вписаться в шесть провинциальных и один столичный музей, новые правила должны быть гибко увязаны со старыми.

Пенять на зеркало бесполезно. У анонимных частных коллекционеров, из собраний которых формировалась выставка, и ее куратора Пьера Броше есть повод для гордости — пусть на короткое время, но им удалось показать в провинции, а теперь и в Москве, что будущее зависит совсем не от медленно поворачивающихся государственных музеев и новые правила пишутся не ими.

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация