Москва
Москва
Петербург

Василий Ситников и его школа

Реалистичный, нагруженный символами, облагороженный легкой дымкой, отлично выписанный, такой узнаваемый - образ родины.

Самый удивительный среди художников андерграунда, Васька-фонарщик изучил историю искусств через проекционный фонарь — пока показывал картинки студентам в художественном институте, куда его самого не приняли.

В соответствии с духом времени, от любопытства и длинного языка его лечили в тюремной психбольнице, систему ценностей корректировало существование на краю жизни, несколько лет медленного умирания от голода. Отбыв в эмиграцию, Ситников лишился повышенного внимания государства, периодических визитов в психушку, а заодно и учеников, и замечательной коллекции икон, лучшие образцы которой украшают сейчас экспозицию музея им.Андрея Рублева.

Итоги славной жизни подвел пожар, в котором погибло почти все сделанное за границей. Остались легенды, воспоминания, анекдоты, письма и изложение учебной методики. Несколько лет назад про Ситникова даже фильм сняли. Проблема была только с картинами — так получилось, что их вообще мало кто видел.

У галереи «Наши художники», которая взялась представить публике практически исчезнувшего мастера, с Ситниковым есть общее стремление к шику и перфекционизму. Поклонники совершенства умудрились разыскать для первой большой московской выставки почти сто работ — в основном в московских частных собраниях, несколько картин привезли из Лондона.

Еще сложнее, чем найти картины, было отделить подлинники от копий, подделок, работ многочисленных учеников, которых Ситников использовал по старинке, как подмастерьев. Зато в домашнюю школу Ситникова попасть было легче, чем в любую другую. Брал он людей совсем неподготовленных, уверенный, что может «всех научить рисовать голых баб сапожной щеткой». И учил хорошо — так, что отделить руку мастера от ученической теперь непросто. Путанице способствовали и своеобразный творческий метод учителя, дописывавшего картины до нужной кондиции за учениками. Ситников мог бесконечно выписывать крошечные фрагменты, но с огромным трудом начинал новую картину, а работ требовалось немало — пейзажи с церквями-куполами и отчетливо критическим взглядом на окружающую действительность охотно покупали иностранцы.

Теперь, рассеянные по заграницам, почти все они вернулись на родину: любят Ситникова гораздо активнее, чем узнают. Это дипломатам, зазывавшим эпатажного художника на приемы в посольства, церкви и милицанеры казались экзотикой. А новым российским коллекционерам это наше все: реалистичный, нагруженный символами, облагороженный легкой дымкой, отлично выписанный, такой узнаваемый — образ родины.

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация