Главные загадки "Маски"

О событии

В афише фестиваля "Золотая маска" на этой неделе собрались спектакли, о которых в Москве ничего не знают.

Такое случается редко: первый раз в Москве — и сразу в качестве номинанта на главную национальную театральную премию.

Бурятский театр драмы им. Х. Намсараева (Улан-Уде) никогда прежде не попадал в сферу внимания экспертов «Золотой маски». Но стоило пригласить на постановку молодого режиссера Олега Юмова, как театром заинтересовались в столице. Еще бы: Юмов ученик Сергея Женовача, выпускник того самого курса, на базе которого образовалась «Студия театрального искусства». Не следить за судьбами птенцов этого славного гнезда было бы просто глупо. Посланные в Бурятию эксперты вернулись впечатленными. Юмов сюжет шекспировского «Макбета» насытил мотивами бурятского эпоса, одел героев в яркие национальные костюмы, использовал элементы национальных ритуалов и сопроводил действие горловым пением под аутентичные музыкальные инструменты. Получился «Максар. Степь в крови» (пн 13 апреля, 19.00, Бурятский театр драмы, на сцене РАМТ — пять номинаций).

Гарантировать его успех на фестивале одна фольклорность, конечно, не может: что случится с дебютантами на столичной сцене, не знают даже они сами. Но любопытно же.

Алтайский театр драмы из Барнаула привлекательной самобытностью не подстраховался. Режиссер Владимир Золотарь с молодыми актерами поставил одну из самых репертуарных европейских пьес — «Войцека» Георга Бюхнера (чт 16 апреля, 19.00, Алтайский театр драмы им. В. М. Шукшина, на сцене РАМТ — пять номинаций). Причем трагедия любви и ревности разыгрывается на почти пустой сцене: только молодые страсти, кураж и драйв — что может быть театральнее?

Режиссера Виктора Гвоздкова дебютантом не назовешь, а актриса Роза Хайруллина — и вовсе московская любимица, лауреат многих премий, которую приглашают участвовать в спектаклях и Питера, и Москвы. Зато на эту «Маску» они привезут из Самары совершенно незаигранное название «Полковник-птица» по пьесе болгарина Христо Бойчева (вт 14 апреля, 19.00, Театр драмы им. М. Горького, Самара, на сцене Театра им. Вл. Маяковского — три номинации). Посреди непрекращающихся балканских войн обитатели одного сумасшедшего дома решили объявить себя взводом независимых миротворцев и пойти маршем на Запад.

Еще один нечастый гость «Маски» — красноярский Драматический театр. Правда, представит он постановку масочного завсегдатая — режиссера Олега Рыбкина. Любитель разных авангардных штучек, Рыбкин повторил опыт знаменитой голландской интерпретации чеховской «Чайки», когда события пьесы разворачивались среди обитателей Красного квартала Амстердама. Тот спектакль удивил Москву еще в середине 80-х. А теперь кокаинистка Маша, садомазохист Тригорин, вульгарная молодящаяся ветеранка сцены Аркадина пробуют испортить жизнь пышущей здоровьем сибирской молодки с толстыми косами Заречной. Не на ту напали. Красноярская «Чайка» и в дачном бараке не пропадет (cр 15 апреля, 19.00, Драматический театр им. А. С. Пушкина, Красноярск, на сцене Театра им. А. С. Пушкина — три номинации). Куда на сей раз?