Не только Холмс. Детектив времен Конан Дойля
Time Out

О книге

Антология викторианской детективной новеллы "Не только Холмс" объясняет, в каких условиях зародились и бытовали рассказы о легендарном сыщике.

Для верного поклонника Конан Дойля, знающего наизусть весь корпус сочинений о Шерлоке Холмсе (а таких людей, как известно, в нашей стране немало), эта книга может оказаться таким же потрясением, как, скажем, для упертого битломана — альбомы позабытых британских групп шестидесятых.

Оказывается, их кумиры не парили в заоблачной высоте, творя в гордом одиночестве, а были окружены плотным кольцом делавших примерно то же самое друзей-конкурентов и последователей-учеников, не говоря уж о прямых подражателях. Впрочем, если немного задуматься, ничего удивительного здесь нет: шедевры никогда не возникают на пустом месте, для них обязательно надо «взрыхлить почву». А еще лучше — создать конкуренцию.

Но называть 24 новеллы просто «почвой» было бы несправедливо. Ведь многие из авторов сами в свое время были успешны и знамениты. И славой они обязаны не одним только выросшим тиражам иллюстрированных журналов (что произошло, кстати, благодаря одной из бесчисленных инноваций Викторианской эпохи — появлению паровых печатных прессов). У них были сюжеты, не уступавшие занимательностью холмсовским, дотошные описания среды действия (викторианские читатели страстно хотели знать, как устроен окружающий их материальный мир — все эти телеграфы, железные дороги и ставшие вдруг близкими благодаря быстроходным пароходам далекие колонии Британской империи), свой стиль и колоритные герои.

Чего стоит, например, хотя бы парочка джентльменов-мошенников Раффлс и Банни, придуманная Э. У. Хорнунгом как прямое зеркальное отражение Холмса и Ватсона. Причем придуманные с «благословения» самого Конан Дойля, которому Хорунг… приходился зятем. Дело, которое «проворачивают» Раффлс и Банни, тоже зеркально по отношению к подвигам Холмса и Ватсона: они хитроумно похищают бесценную картину Веласкеса — правда, у владельца, чьи права на нее тоже несколько сомнительны (вопреки названию рассказа «Владелец всегда прав»). Героиня другого рассказа — «Происшествие у “Кафе-Рояль”» — дает себя арестовать, чтобы восторжествовало правосудие, а герой третьего — «Бриллианты герцогини Уилтширской» — прямо сравнивается с «недавно покинувшим нас» Шерлоком Холмсом, у которого он «заимствует» страсть к переодеваниям. Только все это оказалось как бы немного «не в фокусе», немного недособранно и недодумано — это смог сделать как раз Конан Дойль, интуитивно нащупав безошибочный канон классического детектива. Здесь же мы можем наблюдать эти компоненты в их «первозданном виде» и следить за «естественным отбором» (открытым, кстати, в той же викторианской Англии). Уже само по себе это крайне занимательно.

Но книга «Не только Холмс» — больше чем просто антология. «Не только Холмс» — один из тех нечастых при издании беллетристики случаев, когда слова «издательский проект» подразумевают именно работу над книгой, а не только удесятеренную рекламу. Внушительный том дотошно стилизован «под старину», под какое-нибудь дореволюционное издание (при этом не опускаясь до прямого дуракаваляния с ятями и ерами), снабжен обширным предисловием и послесловием и, на сладкое, остроумно оформленным «глоссарием» — иллюстрированной мини-энциклопедией викторианского быта. Многие ли знают, чем кеб-хэнсом отличался от двуколки? Или что такое крошечный «круглый пистолет»? Или хотя бы как выглядела корзинка для рукоделия — неизменный атрибут благовоспитанной английской дамы, с которым она не расставалась, даже распутывая преступления? Между прочим, дамы-детективы появились на страницах журналов раньше, чем в жизни, и едва ли не спровоцировали их появление. И это не самая большая неожиданность, которую может извлечь из этой книги читатель.

Спецпроект

Загружается, подождите ...