Квадратура круга

О спектакле

Привести любимую девушку, на несколько квадратных метров, поделённых с соседом-приятелем, может позволить себе не каждый. А они позволяют и делают это невероятно весело!

Валентин Катаев

Валентин Петрович Катаев (1897 — 1986). С девяти лет начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских газетах, а в 1914 году впервые опубликованы в Петербурге в журнале «Весь мир».

В 1922 публиковал свои фельетоны в газетах «Гудок», «Труд», «Рабочая газета». В 1925 опубликовал повесть «Растратчики», замеченную критикой и читателями. Эта повесть была инсценирована, спектакль с успехом шел с 1928 на сцене МХАТа. Окрыленный признанием, Катаев написал комедию «Квадратура круга», имевшую большой успех. С тех пор постоянно писал для театра.

«Квадратура круга»

Комедия «Квадратура круга» написан в 1928 году, и уже осенью этого года, в Московском художественном театре состоялась премьера «нового советского водевиля», успех которого превзошел самые смелые ожидания. К марту 1929 года постановка «Квадратура круга» выдержала уже сто представлений, всего же на сцене МХАТа она прошла 629 раз.

Впрочем, «Квадратура круга» с успехом шла не только в России, но и не сходила с театральных сцен Франции, Греции, Америки. В 1935 году состоялась официальная премьера «Квадратуры круга» на Бродвее в Нью-Йорке.

О спектакле

История о двух молодых увлечённых парах как нельзя кстати подходит коллективу «Первого театра».

Во-первых, актёры и их герои одного возраста, а значит, им очень просто понять друг друга. Влюбиться по уши и пожениться в этот же вечер, наверное, можно, только, когда тебе 20. Привести любимую девушку, на несколько квадратных метров, поделённых с соседом-приятелем, может позволить себе не каждый. А они позволяют и делают это невероятно весело!

Во-вторых, маленькая уютная сцена «Первого театра» по метражу очень похожа на комнату в коммуналке, где живут наши герои. Актёры обживают пространство, превращая зрителей в любопытных соседей, наблюдающих за жизнью шумной молодёжи через щели в картонной перегородке между комнатами. Так и получается: одни гости постоянно заходят в дверь и устраивают шумные построения с песнями, а другие — сидят в зале и, кажется, тоже могут в любой момент присоединиться.

В-третьих, и зрители «Первого театра» молоды душой, как персонажи спектакля. Одни из них с ностальгией вспоминают комсомольскую юность и родные всей стране песни тех лет, а другие увлечены современными неформальными веяниями так же сильно, как их бабушки и дедушки верили в светлое коммунистическое будущие.

И, наконец, этот спектакль про любовь. Любовь, которая волнует всех и в любом возрасте. Любовь, которая не знает формальностей и преград, которая не интересуется тем, «что этично, а что неэтично».

Режиссёр-постановщик — Павел Южаков.