Москва
Москва
Петербург

"Маска", я тебя знаю

Интрига главной национальной театральной премии с предсказуемыми расчетами и компромиссами, но с непредсказуемыми результатами.

Откровенно слабый прошлый московский сезон делает столичных зрителей юбилейного 15-го фестиваля «Золотая маска» почти беспристрастными: надежд на то, что важные «Маски» останутся в Москве, почти никаких.

Действительно лучший спектакль — «Чайка» польского режиссера Кристиана Люпы — вышел в Питере. Мы могли в этом убедиться на прошлогодних больших гастролях Александринки. Казалось бы, судьба главной «Маски» предрешена. Однако…

Достаточно вспомнить лауреатов прошлого года: пафосно-тяжеловесный опус Льва Додина «Жизнь и судьба» и поверхностно-хулиганскую, мило кокетливую «Грозу» Льва Эренбурга в магнитогорском театре — как становится очевидным, жюри часто руководствуется далеко не художественными критериями.

В первом случае оценили «гражданский подвиг», во втором — живое озорство и органику, сохраненную актерами в далекой провинции. «Чайка» подобных достоинств лишена. Люпа вычитывает у Чехова глубоко личную историю боязни художника пережить свой талант: «Мне на самом деле кажется, — признается он, — что жизнь художника в человеке гораздо короче жизни самого человека. Можно сказать, что художник живет в нас столько, сколько длится век лошади или собаки. Художник проживает эту короткую жизнь… а потом умирает. Если мы этого не видим, значит мы как художники мертвы». Ну куда этим «лошадям и собакам» против гордо поднятого Додиным знамени национального вопроса? К тому же подобным «мелкотемьем» знаменитый поляк занимается на сцене одного из трех главных и далеко не провинциальных по духу театров.

Да еще Александринка получила уже свою «Маску» в прошлом году. Очередь явно теперь не ее.

Именно из-за соблюдения очередности (а не потому, что просто скучный) вряд ли получит премию новый спектакль Додина «Бесплодные усилия любви». У Петра Фоменко тоже с «Масками» перебор. Поэтому из его замечательной «Бесприданницы», попавшей в конкурс по 4 номинациям, реально претендует на победу разве что Полина Агуреева в роли Ларисы. Казалось бы, важностью темы может взять РАМТ, чей «Берег утопии» стал настоящим общественным событием. Но спектакль успел наполучать много разных московских премий. И как бы «Маска» не взревновала.

Идеальным фаворитом на старте выглядит спектакль «Максар. Степь в крови» молодого режиссера Олега Юмова, который он поставил в Бурятском театре драмы им. Х. Намсараева. Во-первых, в Улан-Удэ подобных наград еще никто не видел. Во-вторых, шекспировский «Макбет» здесь вписан в бурятский эпос. И лишь в-третьих, эксперты уверяют, что спектакль и впрямь прелюбопытный.

20 марта 2009,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация