"Маска", я тебя знаю

О событии

Интрига главной национальной театральной премии с предсказуемыми расчетами и компромиссами, но с непредсказуемыми результатами.

Откровенно слабый прошлый московский сезон делает столичных зрителей юбилейного 15-го фестиваля «Золотая маска» почти беспристрастными: надежд на то, что важные «Маски» останутся в Москве, почти никаких.

Действительно лучший спектакль — «Чайка» польского режиссера Кристиана Люпы — вышел в Питере. Мы могли в этом убедиться на прошлогодних больших гастролях Александринки. Казалось бы, судьба главной «Маски» предрешена. Однако…

Достаточно вспомнить лауреатов прошлого года: пафосно-тяжеловесный опус Льва Додина «Жизнь и судьба» и поверхностно-хулиганскую, мило кокетливую «Грозу» Льва Эренбурга в магнитогорском театре — как становится очевидным, жюри часто руководствуется далеко не художественными критериями.

В первом случае оценили «гражданский подвиг», во втором — живое озорство и органику, сохраненную актерами в далекой провинции. «Чайка» подобных достоинств лишена. Люпа вычитывает у Чехова глубоко личную историю боязни художника пережить свой талант: «Мне на самом деле кажется, — признается он, — что жизнь художника в человеке гораздо короче жизни самого человека. Можно сказать, что художник живет в нас столько, сколько длится век лошади или собаки. Художник проживает эту короткую жизнь… а потом умирает. Если мы этого не видим, значит мы как художники мертвы». Ну куда этим «лошадям и собакам» против гордо поднятого Додиным знамени национального вопроса? К тому же подобным «мелкотемьем» знаменитый поляк занимается на сцене одного из трех главных и далеко не провинциальных по духу театров.

Да еще Александринка получила уже свою «Маску» в прошлом году. Очередь явно теперь не ее.

Именно из-за соблюдения очередности (а не потому, что просто скучный) вряд ли получит премию новый спектакль Додина «Бесплодные усилия любви». У Петра Фоменко тоже с «Масками» перебор. Поэтому из его замечательной «Бесприданницы», попавшей в конкурс по 4 номинациям, реально претендует на победу разве что Полина Агуреева в роли Ларисы. Казалось бы, важностью темы может взять РАМТ, чей «Берег утопии» стал настоящим общественным событием. Но спектакль успел наполучать много разных московских премий. И как бы «Маска» не взревновала.

Идеальным фаворитом на старте выглядит спектакль «Максар. Степь в крови» молодого режиссера Олега Юмова, который он поставил в Бурятском театре драмы им. Х. Намсараева. Во-первых, в Улан-Удэ подобных наград еще никто не видел. Во-вторых, шекспировский «Макбет» здесь вписан в бурятский эпос. И лишь в-третьих, эксперты уверяют, что спектакль и впрямь прелюбопытный.