На этой неделе запаситесь платочками

О событии

К международному женскому дню у театров наступили женские дни.

Если уж известный в Риге рокер и эпатажник Дж. Дж. Джилинджер, поставивший в театре «Дайлес» «Монологи Вагины» и «Калигулу», в Москве с актерами театра им. Пушкина занялся «опытом мелодрамы», если уж он заменил оригинальное название пьесы современного немецкого драматурга «Фернандо Крапп написал мне письмо» на греющее женскую душу «Письмо счастья», жди 8 Марта.

Хотя не только в этот знаменательный день теперь принято предаваться на сцене столь романтичному жанру, как мелодрама. Может быть, жесть всех утомила, может быть, жизнь, но осмеянный и униженный в за последние лет двадцать жанр начинает набирать очки. В этом сезоне пока робко, прикрываясь классикой. В «Красном и черном» Стендаль хоть повод дал вытащить из романа только любовные сцены (РАМТ, режиссер Юрий Еремин), а Марии Мироновой удалось социальный сарказм Дюрренматта довести до непрестанного выяснения отношений страдающей красотки с бывшим любовником («Визит дамы», «Ленком», режиссер Александр Морфов). В Художественном в мелодраму про невинную жертву превратили толстовскую «Крейцерову сонату» (режиссер Антон Яковлев), а в Мастерской Фоменко многослойный роман Джойса свели к переживаниям рогоносца («Улисс», режиссер Евгений Каменькович).

На этом фоне рижский рокер Джилинджер выглядит смелее. Чего прятаться? Мелодрама — так с миллионером, самой красивой девушкой города, разорившимся аристократом, мезальянсом, адюльтером, коварной местью, предсмертным признанием в любви, покаянным письмом, ну и двумя трупами к финалу. Страсть — так в клочки, актеры — так красавцы: Александра Урсуляк, Александр Арсентьев и Владимир Жеребцов. Режиссер считает, что «театр, прежде всего, должен быть зрелищным и получать свои калории от воображения и фантазии» («Письмо счастья», пт 6 марта, 19.00, Театр им. А. С. Пушкина).

И он не одинок. Только на этой неделе еще выйдет отложенная с фестиваля «Территория» «Бедная Лиза» Аллы Сигаловой (ср 4, чт 5 марта, 19.00, Театр Наций), а оплот современной пьесы Центр драматургии и режиссуры выпустит премьеру «На волне Ф. М.» (чт 5, пт 6 марта, 20.00, «Сцена на Беговой»), ради которой режиссер Алексей Багдасаров выудил эпизоды про несчастную женскую долю из большинства романов Федора Михайловича Достоевского, а именно: из «Братьев Карамазовых», «Преступления и наказания», «Идиота», «Дневника писателя», «Записок из подполья», «Униженных и оскорбленных», «Бедных людей». Четыре актрисы: Ольга Прихудайлова, Ольга Бешуля, Татьяна Мухина, Ольга Чернова — будут откровенничать под романсы на стихи Якова Полонского и Николая Гумилева. Вот уж где можно наплакаться всласть.