Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Цветы - остатки рая на земле

Посещение этой выставки настойчиво рекомендуется тем, кто ищет в искусстве отдохновения и красоты.

Тем, кто ждет от всякой выставки хоть какой-то осмысленности, придется, потупив глаза, брести куда глаза глядят.

Могучая идея — собрать вместе картины и скульптуры из музейных фондов, где присутствуют хоть какие-то цветочки. На таком фоне даже результаты деятельности составителей зональных выставок советских времен вроде «Художники — полеводам Урюпинска» или «Мастера искусств — навстречу женскому дню» кажутся просто верхом интеллектуализма и эстетической изощренности. Дата открытия выставки — 6 марта — живо напоминает о светлом советском празднике, сведшем серьезную гендерную проблему к цветочкам и шоколадкам. Так и хочется воскликнуть: «Бабе — цветы, детям — мороженое!» и вспомнить о героической суфражистке Кларе Цеткин, жизнь положившей в борьбе за равноправие женщин.

Но теперь уж другие времена настали — профессия флориста значится среди самых престижных, и Третьяковка решила не отставать от веяний времени. Более того, для усиления эстетического воздействия на зрителя решено к произведениям живописи и ваяния добавить и инсталляцию из цветов живых.

Этот экспозиционный ход и заставляет заподозрить сотрудников Третьяковки в тайном авангардизме и постмодернизме. Сочетание цветов нарисованных и живых напоминает «Один и три стула» великого концептуалиста Джозефа Кошута. Инсталляция представляла: один стул настоящий, фотографию стула и фотокопию статьи из Британской энциклопедии на слово «стул». В таковом качестве, очевидно, выступает большое эссе куратора выставки Екатерины Селезневой, прилагаемое к выставке. Но те, кто не имеет никакой наклонности к концептуальному цветоводству, найдут на выставке много славных вещиц. Например, роскошный и выписанный тщательно и аккуратно «Букет цветов, бабочка и птичка» графа Федора Толстого. Или взбаламученный натюрморт «Ваза, цветы и фрукты» 1912 года Николая Сапунова. Затем полюбоваться философскими «Цветами Самбека» Мартироса Сарьяна.

Получилась очень впечатляющая история русского искусства в самом мягком и ненапряжном формате, оранжерея, в которой мягко и бесконфликтно расцветают все сто цветов. Такова корпоративная политика галереи. Но если в главной экспозиции ХХ века в Третьяковке присутствие в одном ряду гнобителей и гнобимых, нонконформистов и соцреалистов вызывает некоторые этические вопросы, то в цветочном букетике присутствие и тех и других выглядит вполне уместно. Геройские сопротивленцы соцреалистическому злу эстетическим ненасилием Роберт Фальк и Владимир Вейсберг вовсе не конфликтуют с человеческой прочувствованностью натюрмортов прославителя Сталина Александра Герасимова или буйной красочной гаммой оформителя брежневских триумфов Дмитрия Налбандяна. Тоже ведь люди, в конце концов. Не какие-то там ботаники.

18 февраля 2009,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация