Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

История российского видеоарта. Том 2

Много-много видео, сделанного между 1995-2005 годами во всех видах.

Когда несколько лет назад итальянец Антонио Джеуза приехал в Россию, чтобы заниматься здешним видеоартом, все встречные поперечные, включая будущую жену — куратора Евгению Кикодзе, убеждали, что дело это пустое: видео здесь практически нет, а то, что есть, не стоит внимания, в общем, ничего не получится.

Получилось: двое детей, несколько выставок, ежегодный фестиваль Art Digital, диссертация и «История российского видеоарта». Первый том показывали в 2007-м, второй получился солидней и разнообразней, с кучей интерактивных игрушек, демонстрацией популярных и подзабытых даже знатоками работ.

При работе над первым томом, включавшим опыты отечественных артистов в непонятной, не вполне еще признанной технике, пришлось предпринимать почти археологические раскопки. Удивительно, но и со вторым, посвященным недалекому еще и довольно благополучному для нашего искусства десятилетию, возникли трудности. Выяснилось, что оригинал знаменитого перформанса Анатолия Осмоловского, строившего баррикаду на Никитской, растворился между выставками и биеннале, пришлось показывать копию. Едва ли не чудом Джеуза нашел единственный сохранившийся оригинал чудесного фильма Семена Файбисовича «Двойное видение» — комбинацию-наложение фильма Сокурова про Солженицына и любительской видеорекламы дачи внаем. Соединив два источника звериной серьезности, Файбисович на выходе получил примерно то, к чему стремился по крайней мере один из авторов: образ страны — честный, не лишенный лирических сантиментов, но бодрый и совсем не скучный.

При входе зрителя встречает инсталляция Олега Кулика «Вглубь России» (чтобы увидеть видео, надо просунуть голову в дырку у коровы под хвостом). Завершает экспозицию классика отечественного искусства — сцена из кафе Elefant Владислава Мамышева-Монро: Штирлиц-Монро, закатывая глаза, смотрит на жену-Монро, жена-Монро оттопыривает пальчик, а зрители дружно плачут от смеха. В промежутке — ранние видео «Синего супа», гэги «Синих носов» (их устроили вместе, чтобы зритель не путался в названиях), в небольшой нише, за темной занавесочкой пристроился «Гипноз» Павла Пепперштейна — игра в гляделки милых дам с мужским половым органом. Есть и грандиозные панно AESов, и загадки Виктора Логутова, и медитации Андрея Монастырского. Впервые после триумфа на «Арт-Москве» 2002 года демонстрируют инсталляцию Александра Бродского: глиняные истуканы уставились в экран. Только они не смотрят, а показывают — в подобие лиц вмонтированы проекторы, на экране получается забавная мешанина. Примерно такая складывается и в голове зрителя, слишком быстро передвигающегося по выставке, единственное, что на ней не предусмотрено, — гуманные скамеечки.

13 февраля 2009,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация