Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Про всех падающих

Режиссер/Постановщик: Алексей Левинский
Сэмюэль Беккет предложил рецепт спасения от внешнего мира — сделать вид, что его нет.

Есть классики, достоинства драматургии которых все понимают, но реализовать их на сцене не все решаются.

Справиться с абсурдными пьесами Сэмюэля Беккета редко удается даже тем немногим, кто решился. Сколько-нибудь заметная история постановок в России есть разве что у его шедевра и манифеста «В ожидании Годо». И самой удачной из них был спектакль начала 80-х годов Алексея Левинского. С тех пор режиссер не раз ставил Беккета в разных театрах. И вот теперь с актерами театра «ОКОЛО дома Станиславского» выпустил премьеру его знаменитой радиопьесы «Про всех падающих», написанной в 1956-м, почти сразу за «Годо».

Ничего абсурдного в этом опусе родоначальника театра абсурда нет. Здесь ждут не таинственного Годо на неопознаваемой дороге, а совершенно конкретный утренний поезд на конкретном ирландском полустанке. Поезд задерживается, но в финале точно выяснится, почему. Миссис Мэдди Руни, дама за семьдесят, спешит к поезду встретить мужа, а потом возвращается с ним домой — вот и весь сюжет. Однако путешествие по проселку туда и обратно для нее — единственный выход в свет, который давно потерял привлекательность непредсказуемого приключения и превратился в испытание общением со старательно избегаемым «чужим» миром. Одиночество — единственное, хоть и горькое, спасение для человека. Обрыв любых связей с миром — это способ защиты. Поезд, на котором приехал-таки Мистер Дэн Руни, задержался потому, что под его колеса упал маленький мальчик. Но Дэн ведет себя так, будто этого не видел. Дэн действительно слеп, и по дороге домой, пряча в кармане игрушку, оставленную мальчиком, признается жене, что ему так легче жить, а если бы удалось еще онеметь и оглохнуть, то и до ста лет можно дотянуть.

Режиссер Алексей Левинский выразил это стремление к абсолютной отдельности всех от всех замечательно простым способом. В театре «ОКОЛО» зрители смотрят как бы фильм, снятый в конце пятидесятых, но еще окончательно не смонтированный. Актеры работают в павильоне: сидят на стульях, например, чтобы потом на экране оказаться едущими в автомобиле, за окнами которого мелькают проезжаемые пейзажи. Сами рисованные пейзажи художника Виктора Архипова проецируются независимо на большой черный экран. А натуральные кукареканья, лай собаки, скрип тормозов, хлопанье дверцы автомобиля — саундтрек сельской жизни — идет фонограммой своим чередом. Наталья Позднякова (Мэдди) и Анатолий Егоров (Дэн) играют супружескую пару на той тонкой грани органичности и иронии, что можно было бы назвать английской, если бы она не стала давно фирменным стилем актеров театра «ОКОЛО».

Впрочем, идеальный рецепт спектакля, использованный Левинским, тоже принято считать английским: взболтать, но не смешивать…

16 марта 2009,

Афиша

Персона

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация