Москва
Москва
Петербург

Русский символизм. "Голубая роза"

В Москву едет выставка русских символистов "Голубая роза". В Третьяковке пытаются воссоздать атмосферу вернисажа почти столетней давности.

На первой московской выставке художественного общества "Голубая роза" в 1907 году Казимир Малевич объявил, что почувствовал "голубой запах". С тех пор охотой за трудноуловимой субстанцией занимаются кураторы всех ретроспектив этой арт-группы. Нынешней на первом показе помогали стены - не родные Третьяковские, а брюссельские: для фестиваля "Европалия-2005" было подготовлено шоу томного и гордого русского искусства. Там оно попало в родную среду - музей, в котором показывали выставку, расположился в великолепном особняке в стиле модерн; для таких пространств и писались эти картины. Освоение роскошных пространств стимулировало мечтательность русских декадентов.

После завершения "Европалии" пришел черед Москвы. Увы, в распоряжении Третьяковской галереи имеются лишь собственные залы - о голубом шелке для стен, подобранных в тон коврах, вазах и благовониях, круживших голову первых посетителей "Голубой розы" в 1907 году, приходится лишь мечтать. К тому же и состав экспозиции слегка подкорректировали: Русский музей забрал некоторые свои вещи, коллекционеры Дудаков и Кашуро - свои. Взамен Третьяковке пришлось добавить кое-что из собственного собрания.

Однако и после замены части экспонатов цветовая гамма осталась прежней: "Голубой фонтан" Павла Кузнецова, "Голубые гортензии" Николаая Сапунова, "Дама в голубом платье" Виктора Борисова-Мусатова только обозначают главную тему. Она здесь не в сюжетах, а в нежных, расплывчатых цветовых пятнах (не только голубых, но также розовых, салатовых, желтоватых) - грезившие наяву художники писали ими свои мечты, сны и фантазии. Название выставки лишь задает ориентиры: решив ни в чем себе не отказывать, кураторы Третьяковки расширили "Голубую розу" до максимальных пределов и включили в экспозицию все, что в их понимании соотносится с русским символизмом - хоть темами, хоть цветом. Чудесные, притягивающие "Призраки" Борисова-Мусатова, "Пророк" и "Демон" Михаила Врубеля, "Грех" Василия Денисова, разбавленные степными пейзажами Павла Кузнецова и яркими финиковыми пальмами Мартироса Сарьяна, предлагают зрителю забыться и не думать о строгости концепции. Синий туман похож на обман.
21 февраля 2006,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация