Москва
Москва
Петербург

Павильон Армиды. Болеро

Воскрешен еще один балет дягилевской антрепризы.

От «Павильона Армиды» не осталось ничего, кроме фотографий Нижинского в гордом тюрбане да восторженных воспоминаний балетоманов об «оживающем гобелене»: этот спектакль, сделанный Михаилом Фокиным в 1907 году в Мариинке и привезенный через два года Дягилевым в Париж, не сохранился «в ногах» у актеров.

Сам Фокин считал один из первых своих балетов «компромиссом»: хореографу хотелось сломать куртуазный мир Мариуса Петипа, театральное же начальство требовало «побольше вальсов». (Директор императорских театров сам умел играть именно вальсы и потому считал их необходимым условием успеха любого спектакля.) Рисовавший декорации Александр Бенуа также был недоволен: он рассчитывал на трехактный балет, ставилась же одноактовка. Но в результате все получилось как нельзя лучше: художник втиснул в отведенное ему пространство максимум сказочных картин, а Фокин сочинил дивный балет — пусть и со слегка архаичной, как ему казалось, структурой.

В балете этом путешествующий юный виконт останавливался на ночь в барочном павильоне, где стояли статуи Времени и Любви, а на гобелене была изображена волшебница Армида. Ночью все они оживали: Время вступало в сражение с Любовью и проигрывало ей, а Армида сходила с картины, решив, что случайный гость — это давний ее возлюбленный Ринальдо. Заканчивалось все грустно: заплутавший в сновидениях герой поутру обнаруживал, что стал рабом призрачной девицы, и страшно отчаивался по этому поводу — но вообще-то сюжет большого значения в спектакле не имел. Важны были танцы, набор которых был сочинен для магической ночи: и массовый «благородный вальс», и лихой танец шутов, и особенно па-де-труа наперсниц Армиды и ее раба (вот его-то и играл Вацлав Нижинский).

Теперь эти танцы сочиняет заново хореограф Юриус Сморигинас. Задача непростая — стилизация одновременно и под фокинские времена, и под эпоху Людовика XIV, которую стилизовал сам Фокин. На главные роли Андрис Лиепа, который год занимающийся воскрешением названий из репертуара дягилевской антрепризы, позвал Марию Александрову из Большого театра и Михаила Лобухина из Мариинки — то есть грозная, властная и лукавая Армида нам обеспечена, равно как и взрывные прыжки ее партнера. Что удастся с хореографией — увидим; в любом случае, во втором отделении нам покажут «Болеро» Брониславы Нижинской, лучший из проектов Андриса Лиепы за минувшие пятнадцать лет и лучшую из ролей Илзе Лиепа за все двадцать. Это не стилизация, а точнейшая реконструкция американских реставраторов, и испанский сумрак, в котором пляшет на столе надменная Карменсита, — он настоящий, высшей пробы. Кто еще не видел этот спектакль, что в Москве показывают раз в год, — смотреть надо обязательно.

21 января 2009,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация