Кровоизлияние в МОСХ

О книге

Документальный триллер о знаменитом визите Хрущева в Манеж.

Руководители страны, даже нашей, нечасто посещают выставки, еще реже рассказывают окружающим, что думают об увиденном, — наверное, стесняются.

Поэтому крики Генерального секретаря КПСС Никиты Хрущева про «голую Вальку» («Обнаженную» Фалька), «пидорасов и абстракцистов» прославились на века. Поводам, причинам и следствиям этого происшествия, воспоминаниям о нем посвящено немало томов, но книга Герчука — практически первое научное, с привлечением всех доступных источников (кроме, увы, стенограммы самого разгрома, сгинувшей где-то в районе Президентского архива) исследование. Удача, что сделано оно современником и даже участником некоторых из описанных событий. Получилась гремучая смесь хроники художественной жизни на переломе эпох, истории борьбы за отлично к тому времени забытое искусство, не вписавшееся в каноны соцреализма (упаси боже — не авангард никакой), с описанием механизмов аппаратных интриг и исследованием лексики вождей страны. Манеж оказался местом встречи короткой оттепели с долгими заморозками: мечты были порушены, надежды растоптаны. Одни смирились, другие вписались, третьи ушли в подполье, самые хитрые продолжили подрывную деятельность.

Разнообразие стратегий особенно актуально вспомнить теперь, когда в воздухе опять веют враждебные вихри, а государство проявляет все больший интерес к искусству.

Спецпроект

Загружается, подождите ...