Год ЖЖизни
Time Out

О книге

Выпуская книгу, целиком составленную из ЖЖ-постов, Евгений Гришковец не сделал ничего принципиально нового.

И, судя по стотысячному тиражу, этого от него и не требуется.

Гришковец давно возвел честность в принцип не только человеческий, но и творческий. Назовет моноспектакль «Как я съел собаку» — и будьте уверены, действительно съест и подробно расскажет, как дошел до жизни такой. Начнет писать прозу — и в ней не окажется ни роковых блондинок с кровавыми разборками, ни фантастики с чертовщиной — только то, что Евгений, человек взрослый, добропорядочный и семейный, сам увидел, передумал, перечувствовал.

Для этой писательской манеры даже термин специальный придумали — «новая искренность». Когда же прием назван и зафиксирован, остальное — дело техники и трудолюбия. Благо ни того, ни другого Евгению не занимать. Можно выдавать тексты, называя их в зависимости от настроения романами, повестями или сборникам рассказов. Или рассказывать под приятную электронную музычку с той же как бы смущенной интонацией стесняющегося интеллигентного человека, что петь он не умеет — но очень хочется.

Так что выпуск книги, в которой собраны в хронологическом порядке самые настоящие жж-тексты (Евгений особо отмечает, что не любит слово «пост») за год, с небольшим «бисом» — с 13 июня 2007 по 17 июля 2008 года — не такой уж беспрецедентный для известного писателя и драматурга шаг, как может показаться. Тем более что Гришковец честно признается: компьютер он не любит и пользоваться им не умеет — а все вывешиваемое по адресу e-grishkovets.livejournal.com записано с его голоса, то есть в привычном режиме театрального монолога.

Монолога о чем? Да о чем угодно. Об отдыхе на Эгейском море. О тяготах гастрольной жизни. О том, как впервые сводил четырехлетнего сына в кино. Важно не содержание, а интонация. А интонацию Гришковец освоил до блеска. Характерно, что многочисленные комментарии, сопровождающие каждый такой монолог в интернете, в книге полностью отброшены. Так что ни о какой принципиально новой форме говорить не приходится. Но кое-что любопытное и новое здесь все-таки обнаружить можно.

Во-первых, сравнивая блог с книгой, можно заметить, что записи подвергаются значительной редактуре. Евгений как бы допускает нас в свою творческую кухню — мы видим, как оттачиваются его тексты, как на самом деле они искусно сделаны и подогнаны. А во-вторых, Евгений, ничуть не смущаясь, проговаривает вещи, которые вообще-то мог бы и придержать при себе. Например, что полностью поменял круг общения — теперь его окружают только люди, познакомившиеся с ним как со звездой. Или о том, что категорически не хочет издавать свой ЖЖ в виде книги, «даже если будет щедрое предложение от издателей» — умилительный пассаж в книге, напечатанной в «АСТе» стотысячным тиражом.

Это не прокол, это сознательная позиция. Понять ее помогает такое вот замечание: «Забавно увидеть картинку [на юзерпике], явно профессиональную и журнальную, с красивыми ногами или другими выдающимися частями молодого женского тела, а потом прочесть в комментарии, что ее обладательница отвела одного ребенка в школу, другого — в детский сад, а потом ехала на метро…». Видимо, в мире сплошного позитива, который выстраивает Гришковец, обладательницы молодых женских тел перемещаются исключительно на авто с шоферами, а их дети воспитываются в швейцарских пансионах.