Santogold + Shitdisco + Tiga

О событии

Хедлайнером фестиваля Nokia Trends станет певица, всем на удивление ставшая одной из главных артисток года.

В конце ноября крупнейший американский интернет-магазин подводит музыкальные итоги года и на первое место ставит дебютный альбом Санти Уайт, известной как Santogold.

Всю вторую половину 2008-го Санти крутилась как пчелка: выступала на одной сцене с Jay-Z, Бьорк и Канье Уэстом, готовилась к совместному туру с Coldplay — в общем, осваивалась среди элиты. А между тем еще в январе ее лейбл решал, стоит ли вообще издавать слишком навороченную для обычной поп-музыки пластинку «Santogold» и даже перенес дату выпуска. Эта история подтверждает давно известную мысль: никто понятия не имеет, что происходит с музыкой, и всякий, кто пытается делать прогнозы, — врет.

Успех Santogold, конечно, не совсем неожиданный. Сегодня, безусловно, популярен «upbeat», по-русски «затакт», когда первой доле такта предшествует его же неполная доля. Говоря человеческим языком, чтоб «качала музяка», как в регги, дабе, дэнсхолле, прихипхопленном r’n’b и модном дабстепе. У Santogold на альбоме собраны все перечисленные стили и жанры, и он, соответственно, качает. Что смущало людей из индустрии, так это цель: певица не переносит почти всю современную музыку (о чем и говорит в первом же треке «L.E.S. Artistes»), является ярой социопаткой, играла раньше в панк-группе, а в мейнстриме изначально крутилась только по долгу службы, как сотрудник лейбла. Поэтому представить Санти в роли заводилы танцпола так же сложно, как Горшка из «Короля и шута». К тому же панк-прошлое не прошло даром и дает о себе знать то чрезмерной дерзостью, то гитарными риффами.

То, что Санти приезжает на фестиваль с названием Nokia Trends, — весьма забавный момент. При всей своей модности и актуальности Santogold — сама себе тренд, единственная в своем роде. Близко стояла разве что M.I.A., агрессивная хип-хоперша, дочка шри-ланкийского партизана и, кстати, близкая подруга Санти (в этом году заявившая об уходе со сцены). Это не значит, что фестиваль не оправдывает названия, просто мы пришли к такому моменту в культуре, что кончились даже тренды. Их эксплуатировали всю первую половину нулевых («новая рок-революция!», «новый рейв!», «крезанутый фолк!», «арэнби!»), и вот к концу отчетного периода мы сталкиваемся с тем, что успешным поп-артистом становится социопатка-меломанка, в гробу видавшая массового слушателя. Это, видимо, и есть тренд-2008 — очень, надо сказать, обнадеживающий.