Уильям Тернер | Арт | Time Out

Уильям Тернер

Уильям Тернер

О выставке

Слишком яркие для современников краски Тернера кажутся современному зрителю эталоном гармонии.

Выставка Тернера — радость эстета, поклонника глубокой старины и романтического порыва.

Отобранное веками искусство — приятно и почетно, как встреча со знаменитостью. Эти полотна едут к нам впервые — тем более отрадно, потому что своего Тернера в наших музеях нет. Остается надеяться, что появятся они в частных коллекциях — русские миллионеры любят богатство, а Уильям Тернер входит в десятку самых дорогих «старых» художников под почетным третьим номером: «Вид на Джудекку и церкви Мадонна делла Салюта и Сан-Джиорджио» (1841) был продан в 2006 году на аукционе Christie’s за 35,8 миллионов долларов.

Тернер не жил в эпоху перемен, он сам был перемена. Пока поклонники старины ходили по выставочным залам со специальными моноклями желтого стекла, придающими приятное золотистое свечение не успевшему еще потемнеть лаку новых картин, он открывал возможности, которыми пользовались импрессионисты в XIX веке и даже абстракционисты в XX. Как водится, не все современники способны были оценить документальные качества и художественный эксперимент: одни прямо в лицо называли Тернера гением (и похоронен он был в соборе св. Павла), другие видели в его фантастических картинах только «мыльную пену».
Вундеркинд, впервые выставившийся в залах Королевской академии художеств в 15 лет, в неполные 30 избранный академиком, ошеломлявший коллег и публику талантом и мастерством, еще и держал руку на пульсе новейших открытий. Особенно он интересовался химией и физикой: светлыми красками и солнечным светом. Постигая «прекрасное в природе», теорией Тернер не ограничивался, занимался практикой на грани экстрима. Он даже будто бы приказывал матросам привязать себя к мачте на четыре часа, чтобы дать публике детальный отчет о том, как выглядит идеальный шторм, и так ценил документальные качества природы, что подставлял блокнот для росписи пеплом вулкану Везувию. Менее рискованны для жизни, зато подтверждены документально его зарисовки знаменитого пожара в здании английского парламента.

Эта роскошная выставка — более ста живописных и графических произведений — приехала из галереи Тейт, главного хранителя работ великого пейзажиста.

Романтические сюжеты картин, редкая для своего времени злободневность, потрясающие световые эффекты, виртуозная техника, новаторские приемы сделали Тернера знаменитейшим художником своего времени, а со временем его стали почитать как предшественника импрессионизма и даже абстрактного искусства.

ГМИИ им. А. С. Пушкина, до 15 февраля

Билетов не найдено!

Закрыть