Дрейф/Drift

О событии

Иноземный куратор рассказывает о том, что все в жизни меняется. Попытки продолжить и развить классику доказывают: иногда лучше ничего не менять.

Очень своевременная выставка.

В эпоху кризисов разговоры о постоянных, неотвратимых, вездесущих переменах почти так же эффективны, как запойное пьянство. Единственная проблема — не всякий сразу поймет, что именно идея прихода нового на смену старому, идея трансформации объединяет представленные в ГЦСИ истории про стремительных плоских черных волков-оборотней, детей, пропадающих на улицах Нью-Йорка, виртуальную жизнь и строгие тексты-предупреждения о соблюдении копирайта на разных языках.К тому же все они — только первая часть выставки, на вторую, «In Transition Russia 2008», придется пройти в соседний зал, по дороге усилив личные способности к трансформациям в кафе.

Попавший в пространство «Дрейфа» зритель чувствует себя почти в старой доброй картинной галерее — большие яркие плоскости перемежаются с маленькими экранчиками совсем как у Третьякова. Работам просторно, мыслям тоже не тесно. Если бы еще все это не мелькало, не двигалось непрерывно… Но современные технологии обязывают тратить время публики в особо крупных размерах. И потому первая часть большого проекта художника и куратора Ли Уэллса составлена исключительно из видео, вторая — более статичная, но тоже очень продвинутая: принты, объекты, веб-инсталляции и снова видео… Одной из главных новаций, этой самой переменой-трансформацией, провозглашается технология, способ производства. Художников для выставки отбирали тоже по интернету. По версии Уэллса современная мифология складывается из виртуальных пространств YouTube, MySpace, Second Life и натуральной китайской жизни. Художники Поднебесной участвуют в проекте не только виртуальными мирами «Второй жизни», но и документальными съемками: пока Запад развлекается галлюциногенами и театром теней, Восток трансформируется «в реале».

Причем здесь Россия — не вполне ясно, из «наших» в первой части участвует лишь группа AES + F с проектом «Лесной царь» — дети-модели как образец совершенного, но, увы, потерянного человека, и измордованный всеми желающими в интернете классический фильм Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». Попытки продолжить и развить классику доказывают: иногда лучше ничего не менять.