Гала-концерт

О событии

Польский балет станцует в "Иване Сусанине".

В этом году мы официально дружим с Польшей, и этой дружбе посвящен вечер в Большом театре.

В таких концертах всегда задействованы лучшие артисты двух стран — каждое государство хвастается своим достоянием. Варшавский балет — не последняя труппа в мире, и взглянуть на нее в любом случае любопытно. Но сама программа концерта обещает дополнительные радостные чувства. Потому что составитель программы (имя его неизвестно, подвиг его бессмертен) решил сделать кульминацией вечера «Польский бал» из «Ивана Сусанина». В первом отделении пройдет «Шопениана» (маленький балет, сочиненный Михаилом Фокиным для самого знаменитого из балетных поляков — Вацлава Нижинского), и задумчивым призраком легендарного танцовщика будет бродить по сцене Николай Цискаридзе. Во втором — случится дивертисмент: варшавский театр представит своих прим и премьеров в отрывках из национальных балетов. И уж затем мы перенесемся в 1612 год. Или в 1945? Этот «Польский бал», балетный акт посреди оперы, поставил хореограф Ростислав Захаров именно тогда. И, рассказывая о событиях начала ХVII века, рисовал польских захватчиков бодрыми красками «Кукрыниксов» — шляхтичи должны были вызывать смех у рабочих и крестьян. И Захаров старался, выписывая эту слишком горделивую повадку, подбородки, задранные так, что голова, глядишь, отвалится, и смехотворную галантность. Проще надо было быть, проще, вот и был бы шанс победить суровую лапотную Русь. У Глинки этот акт — придумка для высокого контраста. Русские леса и темные деревни до и после, и старик, отправляющийся на смерть ради вот этой сумрачной земли. А посреди — огни, мазурка, вальс и краковяк, красавцы и красавицы, летающие в танце. Для оперных польский акт — испытание. Им надо и до того, и после доказать, что Иван Сусанин посланцев вот этого красочного мира заманил в болото не зря. Что имел обязанность и право.

Захаров же упростил им задачу, постаравшись сделать карикатуру. Но — власть музыки и обаяние польской легенды — сотворил ее не до конца. Ему мешали артисты, особенно балерины, потому что королевой бала обычно была настоящая балерина, а не кто-нибудь из вторых солисток. И когда на сцену выходила, например, в этой партии Марина Семенова, то, отбив себе ладони, после «Польского бала» половина зала сбегала из Большого, не интересуясь, что там будет c героем-патриотом. В этот раз «Польский бал» станцуют смешанным составом — в нем появятся и варшавяне, и артисты Большого. И пускай там дни дружбы и все такое, но все-таки интересно, кто победит.

Спецпроект

Загружается, подождите ...