Террорист | Time Out

Террорист

Террорист

О мероприятии

На русский язык перевели последний роман Джона Апдайка «Террорист».

Несмотря на заявленную уже в названии злободневность (после падения башен-близнецов появился чуть ли не отдельный жанр антитеррористической литературы), книга написана в классической апдайковской манере и даже отчасти напоминает его ранний роман сорокалетней давности «Кентавр».

В «Террористе» тоже речь идет о подростке-изгое, только, в отличие от героя «Кентавра», он отмечен не физическим клеймом псориаза, а духовным — он правоверный мусульманин.

Ахмад — сын ирландки и египтянина. Отец бросил семью, когда сыну было три года. Юноша даже с трудом его помнит, но из чувства противоречия взбалмошной матери, недоучившейся художницы, которая работает в местной больнице помощницей медсестры и меняет любовников как перчатки, он создал культ отца. Отсюда его приверженность мусульманству — с раннего отрочества Ахмад берет уроки Корана в мечети у имама Шейха Рашида, который и прививает ребенку ненависть к западной культуре.

Ахмад не смотрит телевизор, у него нет друзей, он не позволяет себе влюбиться в девушку. Он изучает суры и думает о том, как попадет в рай. И, разумеется, оказывается, что учитель, которого он так почитал, уготовил ему высшую миссию — стать шахидом. Ахмад должен обрушить автомобильный туннель, въехав в него в утренний час пик на грузовике, начиненном взрывчаткой. Единственный человек, который способен ему помешать, — его школьный учитель, разочаровавшийся в жизни шестидесятилетний еврей по имени Джейкоб Леви, который какое-то время был любовником его матери.

Собственно, вот и весь сюжет романа. Апдайк, как мозаику, по кусочкам складывает для читателя внутренний мир Ахмада, при этом каждую его часть противопоставляя Америке цветных, Америке бедных, их консьюмеризму и неспособности иметь свое мнение, отличное от того, что услышали по телевизору. США предстает страной стремительно деградирующих людей, где взрослые страдают булемией, подсели на мыльные оперы, мучаются возрастной депрессией и отсутствием смысла жизни, а молодые заставляют своих девушек за деньги оказывать секс-услуги. Яркая картинка «разлагающегося американского общества», за которую так любили Апдайка в советское время.
Гораздо интереснее в книге другое: на этом фоне юный, прекрасный физически и чистый духовно мусульманин Ахмад, который отказывается встраиваться в эту систему, выглядит едва ли не Спасителем. И, как следствие, его неудавшийся джихад в финале читается не хеппи-эндом, а личной трагедией сломленного героя.

Билетов не найдено!

Закрыть