Москва
Москва
Петербург

Мартин Мункачи "Думай, когда снимаешь"

Успешно показанная в лучших фотографических домах Америки и Европы, расширенная и дополненная ретроспектива Мартина Мункачи.

Мартин Мункачи, тогда еще Мартон Мермельштейн, родился в 1896 в небольшом городке Коловшар.

По загадочной прихоти природы столетие назад венгерская земля во множестве рождала великолепных фотографов, тут же, на месте, давала им прививку авангардизма и великодушно отпускала в большой мир. Мункачи сформировался очень рано — подростком он иллюстрировал собственные статьи, стихи и репортажи, к двадцати стал известным мастером. Чрезвычайно одаренный самородок обладал фантастическим чувством движения, изобретательно пользовался острыми ракурсами, контрастами света и тени. Перебравшись в 1928-м в художественный центр Европы Берлин, по заказам издательского дома Ульштайна ездил в Латинскую Америку и Африку — там и был сделан вошедший во все истории фотографии хрестоматийный снимок «Три мальчика на озере Танганьика». Узкой специализации у Мункачи не было — фотографировал над океаном с аэростатов, делал снимки крошечных насекомых, снимал репортажи.

До эмиграции Мункачи успел сфотографировать Гитлера и Геббельса, парад нацистов — но эти снимки в московскую экспозицию не включили. У него был особый талант фиксировать людей в движении, острое чувство формы, любовь к ловким, умелым телам. Если бы Мункачи не был евреем, он мог стать любимцем Гитлера — вслед за Лени Рифеншталь, которую очень ценил и фотографировал. Но ни ему, ни главному его заказчику Ульштайну в нацистской Германии жизни не было.

Своевременный отъезд в Америку помешал развитию созвучного наступающему тоталитаризму стиля и дал миру крупнейшего фотографа моды, предложившего новые стандарты естественной динамичной красоты. В сотрудничестве с легендарным дизайнером Бродовичем он создавал журнальные развороты, до сих пор считающиеся эталонными, фотографировал знаменитостей — чуть ли не первым — на открытом воздухе. Стал самым высокооплачиваемым фотографом и звездой, но не надолго — умер в 1963-м разоренным, почти всеми забытым. В некрологе для Harper’s Bazaar Ричард Аведон писал, что он «привнес ощущение счастья, честности и любви к женщине в искусство, которые до него было лживым и безрадостным. Сегодня мир, который мы называем модой, полон детьми Мункачи, его последователями».

Последователей хватает до сих пор — фотографии Мункачи потрясли и заставили взять в руки камеру великого Картье-Брессона, из его работ вырос Юджин Смит — а вот архивы почти полностью пропали. Выставку составили из винтажных отпечатков, сохранившихся в собрании куратора Ф. К. Гундлаха, которое сейчас хранится в Гамбургском Доме фотографии (оттуда и приехала выставка) и работ из фотоагентства Ульштайна. Название «Думай, когда снимаешь» позаимствовано из статьи, которую Мункачи написал в 1935 для Harper’s Bazaar. Воспоминаний он так и не оставил, а участвовавшая в работе над ретроспективой дочь Джоан была слишком мала, когда отец умер. Так что, похоже, отныне и впредь довольствоваться придется тем, что есть — если не случится какое-нибудь чудо, эта выставка и ее каталог останутся самым полным представлением о художнике, которое можно составить.

10 сентября 2008,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация