Хлам

О спектакле

В Центре драматургии и режиссуры премьера по пьесе Михаила Дурненкова, получившей Гран-при на конкурсе "Евразия-2008".

«Новая драма», к которой Михаил Дурненков имеет самое прямое отношение, постоянно находится в поиске героя — того, кто объединил бы в себе осколки действительности, появляющиеся по отдельности в современных текстах.

Но едва ли не большая проблема — поступок, в котором герой мог бы обнаружить себя. «Хлам» бьет по двум целям: предлагает целую галерею героев (от забитого жизнью паренька по кличке Толстый до матери наркомана) и доводит мечту о поступке до логического предела. В качестве поступка — события, изменяющего собственную судьбу и судьбу ближайшего окружения, — выступает убийство. Убийство не как преступление, а как жест, как способ доказать, что ты не «хлам», — фирменный вопрос Достоевского, который озаботил Дурненкова после реального происшествия. Южнокорейский студент Чо Сын Хи открыл огонь в университете, оставив десятки убитых и раненых. Примечательна фотография виновника, выложенная в интернете, — безликое, серое лицо, мелькнет в толпе — не заметишь.

Смертоносность безликости — метафора, которую предлагает драматург для описания настоящего, — воплощается буквально: местом совершения преступления становится магазин распродаж с вывеской «Одежда, бренды, скидки». В спектакле авторские акценты и интонации скорее всего сохранятся в полном объеме: режиссером является дебютант Марат Гацалов, а художником — жена Дурненкова Ксения Перетрухина, предпочитающая традиционному оформлению тотальную инсталляцию.

«Я ожидаю от постановки много интересного и для себя лично», — говорит драматург. Ничего не остается, кроме того как к нему присоединиться.