Федор Матвеев "Путешествие по Италии"

О событии

Третьяковская Галерея, собрав по различным музеям страны и даже Беларуси более 80 произведений художника, удостаивает его первой ретроспективы к 250-летнему юбилею.

Федор Матвеев (1758—1826) парадоксальным образом сочетает титулы «одного из основоположников русской пейзажной школы» и первого в истории русского искусства «невозвращенца».

Правда, в данном случае эмиграция была, скорее, экономическая. В 1778 году Матвеев получил большую золотую медаль Академии художеств в Санкт-Петербурге и отправился в статусе «академического пенсионера» в Рим. (Сегодня бы сказали «молодой художник получил грант».) Дальше понятно — юный пенсионер обрастает долгами, которые не позволяют ему вернуться на родину. К тому же в те времена (впрочем, как всегда) человеку его сословия, сыну простого солдата, все-таки лучше было жить в Европе. Ну и, наконец, для убежденного классициста, каковым до конца дней оставался Матвеев, Италия — сущий рай. С годами художник находил все больше очарования не в пафосных панорамах древнего города и не в величественных развалинах, как того требовали строгие законы классицизма, а в скромных уголках в окрестностях столицы и в провинции. По свидетельствам современников, Матвеев, вопреки законам жанра, много и увлеченно рисовал с натуры. Возможно, поэтому его ортодоксальные классицистские пейзажи (особенно поздние) разбавлены некоторой долей эмоциональности.

Много воды с тех пор утекло — перевороты в искусстве, революция в России, мировые войны, — а Матвеев все это время пребывал в забвении, как в нескончаемой эмиграции. И только сейчас, как говорится, нашлось время и место — ГТГ, собрав по различным музеям страны и даже Беларуси более 80 его произведений, удостаивает художника первой ретроспективы. Прекрасный подарок к 250-летнему юбилею.