Потрясенная Татьяна | Time Out

Потрясенная Татьяна

Потрясенная Татьяна

О мероприятии

Первая постановка в Москве коротких «анекдотов» одного из самых ярких грузинских драматургов. На родине у Лаши Бугадзе — репутация политически неблагонадежного. В московском спектакле о силе грузинских женщин в маленькой воинственной стране играет отличная команда актеров: от Артема Смолы до Юлии Чебаковой и Ольги Лапшиной.

Он герой и гордость современной Грузии. Лаша Бугадзе — не только драматург, но и политический деятель, любимец президента Саакашвили. «С ним невозможно пройти по улице: прохода не дают», — говорит режиссер Михаил Угаров, ездивший в Тбилиси со своим спектаклем «Потрясенная Татьяна». Немудрено: автор смешных миниатюр — своего рода молодой грузинский Говорухин, едва не вошел в «правительство роз».

А еще недавно Бугадзе был в опале. Его чуть не отлучили от церкви за рассказ «Первый русский» про царицу Тамару, почитаемую грузинами святую. Небылица Лаши про русского мужа Тамары, который хотел спать не с ней, а с мальчиками, овечкой или птичками, дорого обошлась автору: драматургу пришлось объясняться лично с патриархом. Первые десять с лишним пьес — каждая страницы на полторы — Бугадзе писал на заказ, для знаменитого Роберта Стуруа. Тот не знал, как их ставить, и Бугадзе едва не распрощался с театральной карьерой. Его спас энтузиазм и хороший вкус переводчицы Майи Мамаладзе, продвинувшей Бугадзе в Россию. Михаил Бычков сделал «Две маленькие пьесы» в воронежском Камерном театре, Михаил Угаров показал его «Татьяну» Москве. После тбилисских гастролей московской версии мэтр Стуруа начал репетировать маленькие пьесы у себя в театре.

Одних восхищает чувство юмора Бугадзе и его антипатриотичное отношение к Грузии. Других раздражают его философствования. И те, и другие по-своему правы, но не это главное. Бугадзе прорвал оборону культурной изоляции: теперь грузинскую литературу будут читать по обе стороны границы. В его пьесах нет ни иллюзий насчет своей родины, ни даже элементов этнографии. Лашу интересуют глобальный межнациональный и межкультурный конфликт, и грузино-абхазская война — но лишь как частное его проявление. Герои пьесок — истеричка Татьяна, сотрясающая небо проклятиями мужу, мирно чинящему во дворе велосипед, вместо того, чтобы воевать. Контуженный в бою Гоги, умственными способностями которого хвастается перед подругой жена, хотя предел гогиных возможностей — это тупой пересказ сказки про трех поросят. Умирающая бабка, что учит внука встречать супостатов у подъезда с автоматом в руках. Валико роет окопы у себя в огороде, а жена Отари заглатывает свекровь, чтобы «самой рожать нужных людей». Мужчины здесь — жертвы агрессии женщин, женщины — стервозные амазонки, всегда готовые сменить мужчину, если тот побоится пойти на войну.

«Потрясенная Татьяна» — один из уцелевших продюсерских проектов фестиваля «Новая драма». После фестивальной премьеры спектакля на Декаде новой драмы ему прочили хорошую прокатную судьбу. Однако официальная премьера этого короткого и предельно внятного спектакля проходит в Москве лишь спустя два года. Расхаживающий по сцене ангел в галифе (Владимир Панков) связывает семь анекдотов про вечно воюющих и несчастных грузин в единое целое. Декораций на сцене минимум: бельевая веревка, которую Валико (Артем Смола) натягивает на заднем дворе, да два стула. И ритмичная, в такт жесткой музыке, история про то, как все ушли на фронт.

Билетов не найдено!

Закрыть