Большой театр: балетный сезон 2008-2009

О событии

Новый сезон не очень богат событиями. Это сезон-пересменка: в новогоднюю ночь прекратятся полномочия Алексея Ратманского, и должность примет Юрий Бурлака.

Балетный сезон 2008/2009 будет не очень богат событиями в Большом театре.

Это сезон-пересменка, передача дежурства: в новогоднюю ночь прекратятся полномочия возглавляющего ныне труппу Алексея Ратманского, и должность примет Юрий Бурлака. И первая балетная премьера театра, что состоится в ноябре, ровно эту «смену караула» отражает: одну одноактовку в вечере ставит Ратманский, другую — Бурлака. Скрепляет же их бессмертная «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина, давно присутствующая в репертуаре, но не часто появляющаяся в афише.

«Русские сезоны» Ратманского — это перенос небольшого, имевшего немалый успех пару лет назад балета на музыку Леонида Десятникова из New York City Ballet. Название аукается и с временами года, и с названием дягилевской антрепризы — но в спектакле нет ни картинок русской зимы, ни пропаганды великого русского балета. Есть сложно выстроенные ансамбли и простенькие на вид чинский» из всех «ратманских» спектаклей. Сочиняя балеты здесь — к примеру, «Болт» или «Пламя Парижа», — хореограф все решал проблемы взаимоотношений с русской советской историей, с годами тридцатыми- пятидесятыми, что утяжеляло танец. В Нью-Йорке его отпустило — и он поставил «балет про балет», умный и легкий одновременно.

Приходящий на смену Ратманскому Юрий Бурлака не хореограф-сочинитель, а хореограф-реставратор: его специализация — воскрешение старых спектаклей из архивной пыли. И начинает он с парадного гран-па из «Пахиты» — того гран-па, что вроде бы никуда не пропадало, но за время эксплуатации в разных театрах деформировалось так, что Мариус Петипа его бы не узнал. Теперь Бурлака покажет, как это все выглядело сто пятьдесят лет назад.

Вторая премьера Большого балета будет в марте, и это снова реконструкторский проект. «Коппелию», историю о молодом человеке, влюбившемся в буквальном смысле бессмысленную куклу, перенесет на сцену Большого петербургский реставратор Сергей Вихарев. Пять лет назад он воскресил этот спектакль Мариуса Петипа в Новосибирске — и «Коппелия» была награждена «Золотой маской» как лучший спектакль сезона. Первой же новостью сезона станет маленький фестиваль, посвященный пятидесятилетию творческой деятельности Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. В конце октября театр покажет уже подзабытые спектакли Васильева — его версию «Жизели» и «Анюту», а затем любимцев шестидесятнической Москвы будут чествовать на гала-концерте. Нет сомнений, что в этот вечер выйдут на сцену лучшие артисты театра. И потому вечер просто обречен стать одним из главных событий сезона.