Из ада в рай, не торопясь | Time Out

Из ада в рай, не торопясь

Из ада в рай, не торопясь

О мероприятии

На закрывающихся на этой неделе международных театральных фестивалях самыми интересными оказались спектакли, которые вскоре должны приехать в Москву.

Не сказать, чтобы знаменитый фестиваль в старинном французском городке Авиньоне, на который съезжается весь театральный мир, теперь отражал все модные тенденции.

Последние несколько лет его официальную программу определяет кто-нибудь из важных действующих лиц мировой сцены. А вкусы у них, понятное дело, избирательны.

В 2008-м арт-директорами Авиньона стали итальянский авангардный режиссер-художник Ромео Кастелуччи и знаменитая французская драматическая актриса Валери Древиль, известная у нас по спектаклям Анатолия Васильева. Исповедующие совершенно разную театральную веру, они, однако, нашли общие привязанности. Во-первых, ею оказалась дантова «Божественная комедия». Кастелуччи она вдохновила на трилогию «Ад», «Чистилище» и «Рай», сюжетно, правда, никак с произведением Данте не связанную. Современный ад режиссер населил случайными прохожими, которые то обнимаются, то режут друг другу горло, свирепыми собаками, рыдающими детьми, кружащей по сцене белой лошадью и выезжающим в дряхлом авто Энди Уорхолом на закуску. «Чистилищем» назвал кошмары мальчика из добропорядочного с виду семейства, где лощеный отец, возвратившись со службы и мило побеседовав с матерью за ужином, принимается насиловать сына. А в «Рай» Кастелуччи можно попасть не больше чем на три минуты, чтобы увидеть под сводами церкви рояль, стоящий в прохладе воды и купающийся в отраженных ею бликах света.

Валери Древиль решила просто прочитать отрывки из Данте со сцены. Кроме того, был приглашен музыкально-пластический спектакль Эмио Греко и Питера Шелтена «Попопера» (по «Чистилищу») и их же балет «Хелл» (по «Аду»). Также показали фильмы на темы «Божественной комедии».
Второй особенностью программы стала медитативная неспешность подавляющей части спектаклей. Привычная прежде погоня за экшеном осталась будто за пределами крепостных стен, охраняющих Авиньон. Актеры, застыв в одной позе, позволяли себе монологи минут на десять. Причем как о политике Агамемнона в Троянской войне (спектакль «Атропа»), так и о влиянии на умы современных массмедиа («Дас Систем»), или о вопросах веры («Слово»). Чаще всего подобная неторопливость вызывает скуку, но случается и завораживает. Композитор и режиссер Хайнер Гёббельс словно на час переселил зрителей на Солярис, где неведомая энергия оживляет музыкальные инструменты, начинающие играть сами по себе. Звуки отражаются в воде и доводят ее до кипения.

Четыре актера, включая саму мадам Древиль, поставили и сыграли спектакль по пьесе Клоделя «Полуденный раздел», ставший одним из главных событий фестиваля. Удивительно тонкий и экспрессивный квартет, три с половиной часа без перерыва перебирающий любовные струны. В 2010 году в рамках программы «Год Франции в России» его привезут в Москву. Годом раньше — на Чеховский фестиваль — к нам попадет Isi — цирк одного актера, Жоана ле Гилерма. Его представление «Секрет» — это череда «смертельных номеров» по укрощению предметов. Но самым первым — уже на фестиваль «Территория» осенью этого года — в Москву приедет удивительно печальный и красивый пластический спектакль Жозефа Наджа «Антракт», в котором время медленно, но неотвратимо смывает следы нашей жизни. «Антракт» стал хитом другого фестиваля под названием «Театро а Корте», который закрывается 4 августа в Турине.

Большинство его спектаклей было представлено под открытым небом на фоне прекрасных пьемонтских дворцов савойской династи. Чаще всего великолепие архитектуры подавляло собой сценическое действо. Но Надж ведь печалится и о том, что даже подобное великолепие не вечно. Надо уметь ловить моменты прекрасного.

Билетов не найдено!

Закрыть