Цена искусства

О книге

Приправленный анекдотами и экскурсами в прошлое аналитический обзор художественного рынка интереснее всего читать тем, кто не имеет к нему никакого отношения.

Очень своевременная книга, вышедшая в прошлом году во Франции, была переведена на русский с такой скоростью, что к моменту выхода некоторые из обозначенных в ней рекордов еще держались.

Осанну художественному рынку, сказочным ценам и всепобеждающему гламуру автор не поет, но и власть денег не слишком сильно критикует. Когда-то начинавшая с политической журналистики, Жюдит Бенаму-Юэ описывает систему, способы ее существования, формирования, возможные перспективы с вполне себе марксистских позиций, разоблачает неприглядную роль галеристов, маршанов, консультантов, музеев, художников, превративших храм в место торговли. Причудливому отечественному рынку автор посвятила крошечную подглавку рядом с историями о Китае и Индии — года три назад и того бы не было, а сейчас без упоминания многомиллионных покупок Абрамовича любой текст про арт-бизнес смотрится почти неприлично. За бешеными скоростями не поспевают и самые шустрые, необходим постоянный апгрейд.

На нашем безрыбье книгу — особенно в исторической части — можно использовать и как учебное пособие, но вряд ли она поможет избежать серьезных ошибок — почти неизбежных спутников начинающего коллекционера. Зато прочей публике любопытно будет узнать о тайных движениях души миллионеров и промахах расчетливых всезнаек, захвативших искусство в заложники.

Кстати, изображенный рядом с рамкой красный кружочек, греющий душу продавца и волнующий покупателя, — знак того, что картина продана, — так всех утомил, что самые гордые галереи перестали им пользоваться

.

Спецпроект

Загружается, подождите ...