Залы RIGROUP Мультимедийного комплекса актуальных искусств | Арт | Time Out

Залы RIGROUP Мультимедийного комплекса актуальных искусств

Залы RIGROUP Мультимедийного комплекса актуальных искусств

О выставке

Великий фотограф предлагает видеть жизнь такой, как она есть — мрачной чернухой и гадкой порнухой.

Гражданин Михайлов начал свою очернительскую деятельность еще в середине шестидесятых, мотивируя ее оттепельским тезисом о том, что все в жизни должно быть прекрасно.

Первая серия, представленная на выставке, — «Сюзи и другие» — это сделанные в 60—70-х годах зарисовки на улицах Харькова, где и начал свою карьеру Борис Михайлов, которому нынче исполняется 70 лет. (Туда же теперь он периодически возвращается после получения очередной престижной премии за новыми художественными впечатлениями.)

Чудна была эта старосоветская жизнь! Скажем, говорили, что не было в СССР секса. Но здоровая эротика очень даже процветала! Вот молодая харьковчанка поправляет туфельку, ненавязчиво демонстрируя при этом смачные телеса, не подпорченные никаким фитнесом-шмитнесом — жизнь в формах самой жизни. Вот пижон с ракеткой в руках ожидает кого-то на фоне престижной блестящей «копейки». Или бритый наголо чернобровый солдатик чему-то лыбится с розой в зубах. Были, конечно, в том парадизе и проблемы. На одной из фоток дядька в помятой ушанке хмуро курит на автобусной остановке. Наверное, размышляет о том, как перебиться до зарплаты. И чистой воды гламур тоже имел место быть — томная красотка в красном купальнике разложилась на зеленой травке. Однако наблюдательный фотограф нарушил идиллию, поймав момент, когда корова неподалеку решила справить нужду.

Доброе ехидство эдемского репортера со временем стало у Бориса Михайлова перерастать в отстраненное и беспристрастное наблюдение за жизнью. Серия «Соленые озера» снята в 1986 году так, будто это не фотограф занят своей профессиональной работой, а простые люди снимают сами себя «на память». А сам фотограф все это наблюдает — как немолодые обыватели с серьезным видом фиксируют сцены на захламленном берегу какой-то лужи, где пожилые граждане сосредоточенно окунаются в грязненькую водичку или подсыхают на солнышке. Время и пространство безо всякого затруднения протекают мимо, прямо в вечность. Однако внешне незамысловатый сюжет несет в себе фирменный михайловский прикол: средь жителей Донбасса распространено поверье, что вода Соленого озера обладает исключительно целительными свойствами, невзирая на то, что туда выведена прямиком заводская сточная труба.

Но пока что никакого криминала — фотограф все еще смотрит на эти кургузые тела, разомлевшие под солнцем, каким-то вполне добродушным и участливым взглядом. Не пытается при этом сам погрузиться в застойную воду бытия. Или наблюдает за происходящими странностями с позиции инопланетного этнографа, который всегда сможет отмыться от той грязи, в которую залез с исследовательскими целями.

Но настоящим экстремистом-вуайеристом Борис Михайлов проявил себя в знаменитой «Истории болезни», снятой в конце 90-х. Он опустился на самое дно жизни, пошел к отверженным, и они обнажились перед ним — в самом прямом смысле. Сильная штука, когда голый бомж гордо показывает свои мерзкие язвы и нарывы. И тут может показаться, что Борис Михайлов — это такой новый передвижник, который смело разоблачает бездушие современного общества. Однако Михайлов, как всегда, преследует цели не столько этические, сколько традиционно-художественные, преобразуя ужасную и отталкивающую действительность в эстетические категории.

Билетов не найдено!

Закрыть