Москва
Москва
Петербург

Юрий Соболев и Борис Турецкий

Суровый реализм с шизофреническим уклоном + изящная метафизика.

Между этими двумя художниками не было почти ничего общего. Юрий Соболев — сибарит и светский лев, сказавший однажды «Жизнь должна быть в кайф, иначе в ней нет никакого смысла».

Несмотря на отъявленный нонконформизм, нашел вполне уютную нишу в советской действительности — много лет был главным художником журнала «Знание — сила», самого эстетского научно-популярного издания в мире. Начал еще в пятидесятых с того, что со своим другом и учителем Юло Соостером сознательно воспроизвел все возможные стили искусства ХХ века. Но остановился на сюрреализме, сугубо интеллектуальном и перенасыщенном всяческими интеллектуальными аллюзиями и формальными изысками.

Бориса Турецкого можно считать прямым антагонистом Юрия Соболева — маргинал и мрачный затворник, которого экстатическое отношение к искусству иногда приводило в психбольницу. Но, несмотря на реальную, а не выдуманную болезнь, у Турецкого не наблюдается ровным счетом никаких намеков на измененные состояния сознания, метафизику и прочую психоделику. Если, конечно, приглядываться долго к поздней абстрактной графике, то из хаоса неряшливых черных пятен на белых листах полезет тяжеловесный драйв.

Турецкий предпочитал смотреть на мир прямо, выхватывая из него нелепых теток с авоськами или сцены разгрузки товара в продуктовом магазине с кирпичноголовыми мужичками в костюмах и кургузыми бабищами в синих халатах. Самое знаменитое произведение Турецкого — первый в России ассамбляж, который первоначально был назван «вещевая картина», — «Обнаженная». Аккуратно разложенное на плоскости дамское нижнее белье создает какой-то совсем уж нетипичный для современного искусства открытый и яркий образ. Именно этот потрясающий документ и лег, как полагают, в основы гуманистического и человечного советского поп-арта.

Если эрудит и теоретик Соболев оказал влияние на очень многих художников вплоть до самого Ильи Кабакова, то манифесты одиночки и отщепенца Турецкого так надолго и остались его почти единоличными открытиями. Вместе их свела только логика собирательства — картины этих двух замечательных художников хранятся в коллекции ГЦСИ.

14 июля 2008,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация