Sigur Ros
Time Out

О событии

Исландская группа оглушит клуб "Б1" величественным пост-роком и пронзительным фальцетом.

Половина людей, знакомых с творчеством Sigur Ros, считает их самой прекрасной группой на планете Земля, другая половина — самой скучной.

Одним их долгие, полные величественных всполохов и многозначительных затиханий песни доставляют множественные катарсисы, другие готовы под землю провалиться, лишь бы этого уныния не слышать. Треки исландских музыкантов сопровождали чудной блокбастер с Томом Крузом «Ванильное небо», мнения о котором разделяются между «Главный Фильм Всей Моей Жизни» и невообразимая шняга». Под Sigur Ros космические корабли бороздят просторы Вселенной во французском фантастическом фильме «Бессмертные: Война миров», одними воспринятом как величайший артхаус, другими — как феерический бред.

В общем, нетрудно догадаться, что мы имеем дело с культовой группой из разряда «любить/ненавидеть»: эти исландцы никого не оставляют равнодушными, но не оставляют по-разному. Их первый альбом «Von» (1997) в основном состоял из природных шумов, окруженных неопределенным мраком. Среди этого устрашающего эмбиента (кроме шуток, прослушивание «Von» ночью в темной комнате может серьезно напугать) затесались две полноценные песни — контрастно истеричные и еще более страшные, с военно-наступательным грохотом ударных и вокалом, переходящим в крик.

Через два года контроль над музыкой Sigur Ros взял вокалист Йон Фор «Йонси» Биргиссон, обладатель тонкого проникновенного фальцета, поющий на своем собственном вымышленном языке. В то же время сформировался звук Sigur Ros, в котором от «Von» осталось только глубоко запрятанное ощущение страха перед неизведанным, а форма стала намного музыкальней. Песни Sigur Ros образца 1999—2005 гг. — это или величественные глыбы с низкочастотным гулом и медленным ритмом, раскачивающиеся до эйфорического рок-пафоса, или тихий нью-эйдж с красивыми зарисовками, сооруженными из пары рояльных клавиш. В обоих случаях сквозь песни проходят оркестровые аранжировки, скрипочки, снежное настроение и вокал Йонси, на вымышленном языке рассказывающий о чем-то очень важном. Именно такими Sigur Ros заприметили главные трендсеттеры века Radiohead и отрекомендовали остальному миру, именно подобные песни разошлись по саундтрекам и обеспечили группе славу.

В Москву Sigur Ros приезжают в переломный момент — в попытке перерасти культовый статус и просто стать известной на весь мир рок-группой. На новом альбоме «Med sud i eyrum vid spilum endalaust» (в переводе с исландского «С шумом в ушах мы играем бесконечно») музыка стала доступнее и понятней, но осталась все такой же по-исландски загадочной. Хронометраж песен стал более радиоформатным, вымышленный язык чередуется с родным исландским и международным английским, а среди влияний помимо традиционного исландского фольклора (нечто среднее между суомскими колыбельными и чукотским шаманством) затесались американский психофолк и вполне обычный рок. Теперь Sigur Ros могут стать символом всего привлекательно-непонятного не только для эстетов, но и для тех, кто в жизни не слышал ничего страннее ансамбля «Золотое кольцо». Впрочем, всегда есть другая сторона, и для нонконформистов песни Sigur Ros могут стать наравне с книгами Коэльо и фильмами Звягинцева образцом претенциозного «арта», за которым нет никакого смысла. Потому стоит послушать Sigur Ros живьем именно сейчас, пока всего этого не произошло и можно услышать просто самую красивую или самую унылую музыку на свете.