Зураб Церетели

О событии

В обновленном Манеже художник, скульптор, руководить Академией художеств и член Общественной палаты Зураб Церетели выставляет около двух тысячь живописных полотен, скульптурных групп, графических листов и эмалей.

Не было бы счастья, да несчастье помогло: Зураб Церетели планировал выставку в Манеже пару лет назад, к своему 70-летнему юбилею; здание тогда сгорело. Зато теперь художник смог заполнить своими произведениями вдвое большие площади; вряд ли в старом пространстве уместились бы две тысячи живописных полотен, скульптурных групп, графических листов и эмалей. Это не предел: если бы лихо отремонтированному Манежу пристроили третий этаж, он и его нашел бы чем заполнить. Потому что пределов своему творчеству художник не видит — для него имеет решающее значение размер. Могучий человечище успевает ставить огромные памятники (и ловко справляться с теми, кто их установке противодействует), писать картины, руководить Академией художеств, а с недавних пор — еще и заседать в Общественной палате.

Кому-то нынешняя ретроспектива покажется уже излишеством — поклонники мастера и так не обижены: помимо площадей и улиц Москвы, где не заметить его работы просто невозможно, его произведения постоянно демонстрируют в галерее при Академии на Пречистенке. Церетели всегда считал свой труд лучшим подарком — остановить его попытки осчастливить различные города мира своими монументальными шедеврами пока мало кому удавалось.

С другой стороны, в окружающем мире еще много тем и образов — на нынешней выставке Зураб Константинович охватил уже и Ветхий с Новым Заветы, проиллюстрировал мировую и отечественную историю, но останавливаться на достигнутом не собирается. В одном интервью художник посетовал — мол, скульптура Пиросмани стоит в экспозиции одиноко, надо бы к ней в пару поставить Руссо — тоже ведь примитивист был известный. Так что если мэтр продолжит создавать каждой уже запечатленной им твари по паре, к следующему его юбилею Манеж придется расширить.