Esbjorn Svensson Trio

О событии

В зале Чайковского выступят Esbjorn Svensson Trio, оборачивающие джаз попом.

На расклеенные по всей Москве неуместно мрачные афиши E.S.T. люди иногда реагируют неадекватно: плюются и ругаются. Что довольно странно — афиши джазовых концертов не предполагают, в общем-то, никакой реакции, тем более нервной.

Оказывается, люди эти думают, что билборды обещают выступление тех E.S.T., легендарных советских металлистов конца 80-х, а узнав правду, начинают негодовать. Ну и зря — правда намного лучше.

На самом деле мы имеем дело с трио Эсбьорна Свенссона: самим клавишником Эсбьорном, контрабасистом Даном Берглюндом и барабанщиком Магнусом Эстремом. Названиями они удивлять умеют и без отсылок к металлистам — например, одна из ранних записей трио называлась «С точки зрения Гагарина». И опять подвох: космической оперой на альбоме и не пахнет.

И так во всем: от них вообще непонятно, чего ожидать. Мы привыкли, что джаз из Скандинавии — значит, затянуто, заумно и прочие навевающие зевоту слова; дескать, в странах этих природа северная, а характеры, стало быть, сплошь и рядом нордические. У E.S.T. же музыка прозрачна, динамична, с хорошо продуманными мелодиями и выстроенными импровизациями. Даже традиционные акустические инструменты звучат у них непривычно: например, на последнем альбоме «Tuesday Wonderland» местами вообще непонятно, что где играет.

Главное, что E.S.T. — не какой-нибудь халявный джем-бэнд и не шарлатаны, пытающиеся продать тридцать лет как протухший фри-джаз в новой упаковке. Это джаз, вывернутый наизнанку. Если стиль этот развивался от акустики к электричеству, то Свенссон и Берглюнд, напротив, в свое время играли на электрических инструментах (органе и бас-гитаре), а потом переключились на чистую акустику. Если джазмены полвека осваивали популярную музыку (мелодии мюзиклов и песни из фильмов), то Свенссон сам сочиняет как бы свою попсу, и его оригинальные мелодии звучат так, будто это новоджазовые обработки несуществующих рок-песен.

Поэтому, видимо, E.S.T. и позиционируют себя как «инструментальную поп-группу», пусть они и попали пару лет назад на обложку самого влиятельного американского журнала о джазе Down Beat. С европейцами такое случается нечасто, а с поп-группами — так вообще никогда.

Спецпроект

Загружается, подождите ...