Москва
Москва
Петербург

Залы RIGROUP Мультимедийного комплекса актуальных искусств

Видео американской феминистки: псевдобытовые сценки сопровождаются бегущей строкой в духе CNN, раскрывающей истинные мысли собеседников.

Москва становится местом паломничества международных суперзвезд. Вслед за Дженни Хольцер в Москву едет ее товарка по радикальному феминизму и разоблачению общества спектакля Барбара Крюгер.

Она начала свою карьеру в 60-х как оформитель мира красоты, дослужилась до поста главного художника журнала Mademoiselle. Этот опыт оказал на молодую художницу колоссальное впечатление — и из стана украшателей жизни она перекинулась в боевой отряд критиков общества потребления.

Сначала в качестве решительного феминистического протеста против репрессивной системы, которая делает женщину товаром, Крюгер изготовляла странные рукодельные текстильные объекты. Затем занялась прямой пропагандой. Стала делать постеры, на которых коллажировала найденные где-то фото, и решительные лозунги, начертанные плакатным, «агитпроповским» шрифтом. Например, изображение типичной cover girl сопровождалось воззванием «Поле битвы — твое тело». Чем-то эти вещи были похожи на наш соц-арт, с одним отличием — никакой иронии и прочего шуткования. Феминизм и лефтизм — дело очень серьезное. Художник-боец — подобно советскому авангардисту двадцатых — обращается напрямую к народным массам на языке четком, ясном и понятном. «Я есть то, что я покупаю!».

Главная цель борьбы Крюгер — разоблачение Власти, Власти слова. Как любит повторять сама художница: «Власть незримо присутствует везде. В каждом нашем разговоре, в каждом лице, которое мы целуем». Ключевые слова для такой стратегии тоже звучат как революционные лозунги — «Одномерный человек» (Герберт Маркузе); «Медиа есть месседж» (Герберт Маклюэн). То есть вся левацкая премудрость. За такое четкое и последовательное следование линии партии интеллектуальное божество нашего времени Жан Бодрийяр отнес Барбару Крюгер к разряду семиоактивисток, подрывающих коммуникативную целостность знаковой системы посткапитализма. А Art in America, самый влиятельный журнал по искусству, назвал ее выдающейся поэтессой общества спектакля.

Видеоинсталляция «Двенадцать» — это четыре огромных экрана, на которые в сложной последовательности проецируется двенадцать сценок: частные беседы между семейными парами, друзьями или просто малознакомыми людьми, которые происходят на чьей-то кухне. Зритель чувствует себя несколько неуютно, так, как если бы он стал подглядывать за чей-то частной жизнью. Но никакой непристойности — все роли играют профессиональные актеры, так что действие оказывается больше похоже на куски какой-то неведомой мыльной оперы.

Вот жена пилит мужа, читающего газету за едой, не забывая воспитывать своих чад. Все как обычно, если бы не бегущая строка в духе CNN, которая выставляет напоказ тайные мысли собеседников — оказывается, в голове почтеннейшей матроны прокручиваются такие мысли: «Я себя ненавижу, когда я с тобой» (это про мужа) или «И зачем я родила детей?» (о дочери). Конечно, люди должны знать всю страшную правду о том, что у них уже не осталось ничего своего, личного и индивидуального, что все их поступки предопределены масс-медийной реальностью. Но кому такая правда нужна, как говорит один адвокат.

29 апреля 2008,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация