Москва
Москва
Петербург

Симфонический оркестр Мариинского театра

В США Восьмую симфонию Малера окрестили «Симфонией тысячи участников» — что, если подсчитать количество исполнителей, конечно же, неправда, зато точно отражает главную особенность этого произведения — ошеломительно большой исполнительский состав. Обратимся к справочнику: для Восьмой требуются 3 солирующих сопрано, 2 меццо-сопрано, 1 тенор, 1 баритон, 1 бас, 2 смешанных хора, 1 детский хор, 2 флейты-пикколо, 4 флейты, 4 гобоя, 1 английский рожок, 2 кларнета-пикколо, 2 кларнета, 1 бас-кларнет, 4 фагота, 1 контрфагот, 8 валторн, 4 трубы, 4 тромбона, 1 туба, литавры, большой барабан, тарелки, там-там, треугольник, набор колоколов, колокольчики, челеста, фортепиано, гармоника, орган, 1 мандолина, 2 арфы и струнные. В общем, одних музыкантов около 50 человек, а есть еще отдельный небольшой оркестрик за сценой. Если вы дочитали до этого места, то такой набор голосов и инструментов вас должен был поразить — что уж говорить о самой симфонии, которая по мысли Малера должна настраивать на волну вселенской гармонии и примирять народы!

В 1909 году, когда композитор окончил это произведение, светлые идеи Бетховена, призывавшего в своей Девятой симфонии «Обнимитесь, миллионы», казались, по меньшей мере, наивными — мир бодро шагал по направлению к Первой мировой войне. Однако для Малера, неисправимого идеалиста, они были по-прежнему актуальны — и он верил, что музыка обладает силой врачевать человеческие души, изгоняя из них злобу, зависть и ненависть. В Восьмой симфонии он попытался изобразить этот идеальный мир, на который снизошла Божья благодать — и чтобы воплотить многочисленных обитателей этого мира, интонирующих католический гимн «Приди, дух животворящий» и финал из второй части гетевского «Фауста», ему и понадобился столь циклопический состав музыкантов.

Стоит ли говорить, что этим Малер обеспечил своему творению весьма нелегкую судьбу — просто так, из любви к музыке, Восьмую не сыграешь. Не каждый оркестр обладает нужным количеством музыкантов и денег, чтобы пригласить три хора и восемь солистов, не говоря уже о том, что не каждый зал способен вместить всех вышеперечисленных. Даже Большой зал Консерватории при наличии 1637 посадочных мест, вынужден поступиться первыми пятью рядами партера, которые демонтировали, когда Восьмую исполнял Евгений Светланов, и которые опять будут демонтировать в ночь с 7 на 8 мая, перед тем как туда нагрянет Валерий Гергиев.

Валерий Гергиев, как Малер и Бетховен, тоже верит в могучую силу музыки — причем настолько, что рассчитывает на полный зал в 14.00 в официальный рабочий день 8 мая. Концерт будет благотворительным, то есть бесплатным — и прийти и подивиться малеровской громаде может буквально любой. С точки зрения прагматичных московских продюсеров из мира классической музыки такой проект выглядит чистым безумием — огромные деньги уходят, чтобы выручка из кассы составила 0 рублей 00 копеек. Однако именно благодаря таким безумствам делается история музыки: Малер тоже не сильно задумывался о том, какой он гонорар получит за создание своего шедевра.

11 апреля 2008,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация