Москва
Москва
Петербург

Лори Андерсон

В Доме музыки выступит Лори Андерсон - одна из тех, кто придает авангарду человеческий вид.

Первое, что знают даже те, кто никогда не слышал песен Лори Андерсон, — что она спутница жизни рок-иконы Лу Рида, основавшего Velvet Underground, а позже написавшего песню «Perfect Day».

Психоаналитики любят говорить, что жен себе все неосознанно выбирают по образу матери. Так вот, получается, что у Лу Рида матерью был то ли Джон Кейл — товарищ по VU, скрипач-интеллектуал, скоро покинувший проект, то ли основатель поп-арта Энди Уорхол, вдохновлявший VU на подвиги. От Кейла у Лори — виртуозная игра на скрипке плюс вкус к авангарду и неброской музыкальной экстраваганце, от Уорхола — склонность к перформансам. Собственно, многие ее пластинки возникали в связи с ее художественными акциями или параллельно с ними, да и сама она скорее представитель актуального звукового искусства, чем поп-звезда.

Впрочем, авангард у Лори абсолютно человечный, теплый и нежный. Взять хотя бы сингл «Oh, Superman», ставший ее музыкальным дебютом в 1981 году, — без единого инструмента, с помощью разных бытовых сэмплов она сконструировала отдающее безотчетной тревогой мелодическое полотно, поверх которого приправленный вокодером голос выводил пронзительный текст. К слушателю она с самого начала относилась как умная и любящая мать, несущая своему ребенку не розгу, но игровое посвящение в тайны мира. Именно поэтому, наверное, в ее опытах царит не механистичная какофония, как это часто бывает с авангардистами, а дух мистерии, не убийственные духовые, а источающие цветной туман синтезаторы и вокодеры, препарированные скрипки и тексты-ребусы.

Такое ее гуманное кредо было некоторым образом предопределено образованием, полученным в Колумбийском университете, — архитектор-строитель; к какому бы болезненному самовыражению ни стремился такой художник, он всегда держит в голове благо людей. Причем в отличие от революционных леннонов и разупыханных моррисонов свою специальность Андерсон никогда не проклинала — наоборот, выросла в дизайнера авангардной мебели, а затем и в мультимедиа-художника, ставшего душой нью-йоркской богемы.

Для описания ее музыки критика сотворила нечто вроде картонной фигуры с вырезанным лицом. В выражение «…в юбке» с каждым ее новым альбомом журналисты вписывали новое имя — Лу Рида, Брайана Ино, Питера Гэбриела. Со всеми этими мужчинами ее роднит только одно — они вместе идут вдоль границы, отделяющей радостный мир шлягеров от исполненной цветущей сложности большой культуры. По той самой следовой полосе, которую они сами вспахали — и с которой сами сняли ограждения.

18 апреля 2008,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация