Москва
Москва
Петербург

Борис Михайлов "Красный. Коричневый. Вчерашний Бутерброд"

Выставка о том, какая у нас была великая эпоха и как она выглядела.

Почти все отобранные для выставки работы — это старый «классический» Михайлов, советского еще времени, мужественно отказавшийся от всех возможностей сделать снимок настоящей фотографией. С радостью и энтузиазмом он пожертвовал собственным мастерством, всем накопленным опытом производства красоты и иллюзий ради правды на земле. Михайлов пал так низко, как не смог пасть ни один из отечественных фотографов, уважавших свое ремесло и его возможности даже в самых разоблачительных чернушных снимках. Безобразие, нищета, отчаяние — все то, что окружало его в избытке, — стали формой и содержанием творчества Бориса Михайлова.

«Красная серия» — довольно тягостная история про главный цвет времени, бессмысленные и бесконечные демонстрации, развевающиеся знамена и прочая наглядная агитация, мрачные физиономии, праздник по обязанности. «Коричневым» — цветом земли — обозначен мир отверженных, обреченных. Мир, которого у этого красного общества как бы и не было: разлагающаяся плоть «лишних людей» — не сюжет для мелодрамы, а завершающий и неизбежный этап развития окружающей тоски, бедной, замусоренной действительности. Самое приятное глазу зрелище — «Вчерашний бутерброд»: трогательные эксперименты с наложением одних случайных снимков на другие — удвоение бессмыслицы провинциальной харьковской жизни.

Объявив себя первым частным музеем современного искусства, коллекционер Игорь Маркин поначалу пытался пугать почтеннейшую публику экстравагантной развеской, отсутствием этикеток, каталогом с наклейкой «Осторожно, ненормативная лексика». Жизнь взяла свое — довольно быстро и как-то почти незаметно в Art4.ru все пришло в норму. Но не отечественную, а подразумевающую соблюдение некоторых выставочных приличий. Хорошие выставки с каталогами идут одна за другой, музей радует нездешней оперативностью, постоянно включает в свою небольшую и очень нестабильную экспозицию новые произведения, аккуратно встраивающиеся в возникающий прямо на глазах у постоянного зрителя контекст. Без работ основоположников современной визуальной культуры мир неполон, и хозяин музея Игорь Маркин изо всех сил наверстывает упущенное: выставками Ильи Кабакова, Бориса Турецкого, теперь вот Михайлова — едва ли не самого знаменитого фотографа из рожденных в СССР.

Эту выставку трудно рекомендовать для воскресного семейного просмотра с детьми — после нее кусок в горло полезет только у самых закаленных или совсем уже безразличных. Но ведь никто веселой жизни не обещал — кроме разве что того же Маркина, и то на первых порах. Что делать — такова наша родина в прошлом, настоящем и, страшно подумать, будущем. А то, что описать весь этот ужас, ограничиваясь лишь нормативной фотолексикой, не получается, — так то не фотографа вина.

7 апреля 2008,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация