Москва
Москва
Петербург
u u u u u Мнение редакции

Абсент

Режиссер/Постановщик: Иван Поповски
Авторы: Морис Равель, Клод Дебюсси
Изящное попурри из французского шансона, классики, кабаре и лазерного шоу в режиссуре Ивана Поповски.

Македонец с воландовской внешностью Иван Поповски ставит в Москве изысканные спектакли, балансирующие на грани жанров. Премьера его «Абсента» состоялась весной 2005 года в театре Елены Камбуровой, далеко от театрального центра столицы. Видимо, поэтому СМИ обошли спектакль своим вниманием. Концерт-галлюцинация — так Поповски определяет жанр постановки — начинается с перформанса: зрителей провожают в зал по узкому коридору, освещенному зеленоватым светом; из всех гримерок, ниш и закутков выглядывают музыканты. Они играют и поют, повсюду мерцают бокалы и бутылки с бутафорским ядовито-зеленым зельем. Даже бабушка-вахтер в таком интерьере напоминает Любительницу абсента Пикассо. Кажется, атмосфера кабаре, сгущаясь, приближается к консистенции полынного напитка.

Крохотная вытянутая двухъярусная сцена вплотную прижата к нескольким зрительским рядам — Поповски весьма искусно организует это неудобное пространство. На балконе за полупрозрачной занавесью играют музыканты, а внизу за столиками бара в фривольных позах сидят, а то и лежат ниц четыре девушки — очевидно, они уже отведали 70-градусного эликсира. Они поочередно приподнимаются, поют на французском, а потом вновь падают без сил. В программке подробно перечисляются все звучащие со сцены песни, но Поповски убедительно просит зрителей не пытаться вникнуть в их содержание и вообще забыть на время спектакля французский язык, доверившись самой атмосфере парижских кафе позапрошлого века. Ее режиссер создает из сочетания баловства, призывной распущенности, стилизаций под ретро и почти кинематографических приемов, напоминающих съемку через фильтры, размывающие контуры. В мизансценах то и дело угадываются сюжеты и композиции картин Тулуз-Лотрека, Ван Гога, Дега и Пикассо. Неуравновешенное состояние нетрезвой женщины, разгульной и тоскующей, Поповски передает, выстраивая сумбурную череду печальных песен, шаловливых сцен и медленных гулких вокализов.

Апофеоз абсентного буйства — лазерное шоу, которое Поповски устраивает в крохотном зале, раздвигая пространство и создавая у зрителей иллюзию головокружительного опьянения. В клубах театрального дыма два горизонтальных луча с ядовито-зеленым светом проходят сквозь и над зрителями — режиссер как будто погружает публику в огромный изумрудный бокал; разводы искусственных облаков оживают от любого движения.

Поповски сдал незаметный экзамен — взялся за опасный декадентский материал, который, казалось, сам исподволь подталкивал его к пропасти пошлости. Сплавил эклектичный, разностильный набор в цельную композицию, одновременно атмосферную и доступную для понимания. И незамеченность этого успеха на данный момент объясняется только одним фактором: театральным журналистам было лень ехать к Камбуровой в Хамовники.

22 сентября 2005,

Афиша

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация