Москва
Москва
Петербург

Дженни Хольцер "Like truth"

Знаменитая американская художница в новой роскошной галерее поведает нам о том, что мы не решались спросить у наших концептуалистов.

Фразу «He lies like truth» — «Он лжет правдоподобно» — произнес шекспировский Макбет, когда гонец принес известие о том, что «Бирнамский лес идет на Дунсинан». Дела в Москве и в самом деле продвигаются именно в этом направлении: гора идет к Магомету, в городе открывается первый филиал западной галереи первого эшелона.

Берлинский галерист Фолькер Диль давно уже «присматривается» к России — он входит в экспертный совет «Арт-Москвы», привозит к нам коллег-галеристов и коллекционеров, регулярно выставляет у себя русских художников. Московский филиал, открытый совместно с российским «Kira Foundation» в доме на Смоленской набережной, займет целых 600 кв. м, притом что в берлинской галерее Диля общая площадь метров всего 400. Стартует проект выставкой Дженни Хольцер, безусловной и безупречной звезды интернациональной художественной сцены.

Нельзя сказать, что столица РФ как-то обделена западным присутствием: много в этом направлении делают и ГЦСИ, и частные галереи. Однако пока что нам по большей части доставались или звезды несколько поблекшие, или гении художеств несколько коммерческого свойства, которых в хорошем музее современного искусства можно найти разве что в дальнем углу. Дженни Хольцер — суперзвезда самой первой величины, в музеях и на различных биеннале она неизменно стоит на самом видном месте. Хольцер два года назад уже не доехала до России: по разным причинам сорвался проект, который подразумевал лазерную проекцию дневников Павла Филонова на фасад Русского музея во время выставки этого великого мастера.

Родившаяся в 1950-м, Хольцер начинала во второй половине 70-х с текстуальной интервенции в городскую среду. Она расклеивала на стенах нью-йоркских домов листочки с так называемыми «Трюизмами» вроде «Свобода — это роскошь, а не необходимость». Удивительно похоже на продукцию монстров нашего родного концептуализма Дмитрия Александровича Пригова и Льва Рубинштейна. И вот эта незаметная, или лучше сказать (как Анатолий Осмоловский) «нонспектакулярная», деятельность привела Хольцер в 80-х на самую вершину художественной пирамиды — в Гуггенхайм, американский павильон на Венецианской биеннале и далее везде.

Помимо концептуальной изощренности, художница проявила мастерство и в жанре большой парадной инсталляции, недаром в свое время закончила одну из лучших дизайнерских школ в Род-Айленде. Невинные, несколько маргинальные концептуальные послания были конвертированы в роскошные и высокотехнологичные шоу с безупречно продуманным социальным пафосом. Вот и теперь, в самом месте силы, в двух шагах от Белого дома будет установлен 5-метровый, выстроенный из цветовых диодов «Монумент». По тонким полосам бегущей строкой будут транслироваться некие секретные правительственные документы. Проникнуть в тайный смысл этих мерцающих фраз вряд ли кому удастся, еще труднее будет понять, насколько они правдивы. А по стенам будут развешаны шелкографии, издалека похожие на наш доморощенный супрематизм, но при ближайшем рассмотрении оказывающиеся воспроизведениями реальных документов, над которыми поработал карандаш цензора. Все ясно, как простая гамма.

17 марта 2008,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация