Инновация | Time Out

Инновация

Инновация

О мероприятии

Главная государственная награда в области современного визуального искусства называет лучшие отечественные проекты 2007 года.

Главная государственная награда в области актуальных искусств славится прекрасной выставкой, в которую куратор Ирина Горлова исхитряется поместить — вполне репрезентативно и так, чтобы никому не было обидно, — все достижения предыдущего года.

Симпатичная уравновешенность и демонстративная справедливость выставки нисколько не сказываются при присуждении премии. Опыт предыдущих лет убедил: никакие очевидные решения на «Инновации» не проходят. В сложных раскладах жюри важную роль играют личные чувства и любовь к интригам.

В прошедшем году у «Инновации» впервые появился сильный и богатый конкурент. К счастью, Премия Кандинского, с интернациональным жюри и отличным финансированием, выбрала другой формат, широко шагнув к вершинам демократии — участвовать в ней может практически каждый. На этом фоне более опытная государственная «Инновация» с сильным экспертным советом хороша уже тем, что старается заметить и отметить все самые серьезные произведения и предоставляет возможность увидеть то, что было упущено. Еще один плюс «Инновации» — желание наградить не только художников, но и всех трудящихся на ниве актуального искусства.

По традиции сразу после оглашения результатов отборочного тура случился небольшой скандал — самые громкие выставки сезона в шорт-лист не вошли: «Запрещенное искусство» в Сахаровском центре даже не удосужились номинировать, а «Соц-арт» не выдержал конкуренции — не помог даже блистательный пиар министра Соколова (тем более что касался он не отечественной выставки, а ее выездного варианта). Увы, специальной премии за раскрутку не предусмотрено — тут министр победил бы с сокрушительным счетом при любом составе жюри.

В номинацию лучших кураторов попали Олег Кулик с шоу «Верю», трудолюбивый исследователь отечественного видеоарта Антонио Джеуза, сотрудник ГЦСИ (организатор премии, располагающий двумя голосами из семи) Виталий Пацюков, нарядная выставка Ольги Лопуховой и петербургские «Приключения “Черного квадрата”», которые Москва пока не видела. Еще богаче выбор критиков: каталог итальянской выставки Александры Обуховой — самого серьезного исследователя отечественного актуального искусства, «Российский акционизм» уже раз скандально обойденного «Инновацией» Андрея Ковалева, «Постмодернизм» — с картинками и вполне человеческим лицом Екатерины Андреевой и каталог прошлогоднего «выставочного» номинанта Евгении Кикодзе «Урбанистический формализм».

В молодежной секции повторения тем более неизбежны: молодых художников у нас немного — в полуфинал вышли недавно показанные на выставке Премии Кандинского фильмы Алексея Булдакова в соавторстве с Петром Быстровым, железные предметы Анны Желудь, инсталляция Ильи Трушевского и работа Ирины Кориной, масштабом и опытом плохо соответствующая «детскому» формату. Как ни хороша молодежь, главный приз дадут за «произведение визуального искусства» — и тут, кажется, вне конкуренции заслуженный концептуалист Андрей Монастырский с «Историей тьмы» — самым эффектным и тонким проектом полной аттракционов выставки «Верю». Соперники — медленно превращающееся в черную дыру «Озеро» группы «Синий суп», видео Виктора Алимпиева и финалист Премии Кандинского — инсталляция Юрия Альберта, для которого пора придумывать отдельную премию — за долготерпение и оптимизм.

Билетов не найдено!

Закрыть