Москва
Москва
Петербург

Владимир Чернов (баритон)

В Москве дает сольный концерт один из самых почитаемых российских оперных исполнителей - баритон Владимир Чернов.

Когда Владимир Чернов наведывался в Москву последний раз, рядом с его именем стояла смешная приписка: «солист Metropolitan Opera, Нью-Йорк». Смешной, впрочем, она показалась бы везде, кроме России — здесь привыкли, что певец, пусть и самый знаменитый, обязательно должен быть куда-нибудь приписан (что-то сродни штампу о прописке в паспорте). А во всем мире одним из отличий успешных исполнителей является именно полная независимость от какого-либо театра — хоть Metropolitan, хоть «Урюпинской оперы».

Парадоксально, что такая оплошность произошла именно с Черновым, который одним из первых российских певцов доказал, что вольные хлеба лучше службы на одном месте. В Нью-Йорке он действительно пел, и пел много, но, как и все звезды, — в статусе приглашенного солиста. И в этом же статусе появлялся в Лондоне, Вене, Милане и еще дюжине городов с отличными оперными театрами. Сейчас этот «джентльменский набор» мест и названий для многих российских певцов является нормой, но для времени восхождения Чернова (конец 80-х и начало 90-х) такой маршрут был совершенно фантастическим.

Юноша из богатого талантами, но отчаянно провинциального Краснодара (там же родились два других покорителя оперных вершин — Виктор Черноморцев и Анна Нетребко) учился сначала в Ставрополе, потом в Москве, а в 1981 году поступил на работу в Мариинку, точнее говоря, в Государственный театр оперы и балета им. С. М. Кирова. Возрождения этой труппы при Валерии Гергиеве он фактически не застал — во время гастролей Кировского театра в Лондоне на него положили глаз, и «бархатный баритон», о котором с восхищением писала пресса, стал принадлежать не одной труппе, а всему миру.

На Западе Чернов востребован прежде всего в русском репертуаре и в операх Верди — его чувственному голосу оказалось сродни страстное дыхание вердиевских мелодий. Чуть-чуть более раннего бельканто (Россини, Доницетти) и ХХ века (Прокофьев) — и репертуарный круг певца замкнулся. Это довольно быстро привело к некоторому застою в карьере: петые-перепетые на всех континентах Елецкий и Онегин начинали утомлять, а мода на оперные типажи менялась — романтика Чернова с его длинными седыми волосами до плеч сменил не менее седой, но более брутальный и мускулистый Дмитрий Хворостовский.

Чернов начал пробовать себя в других амплуа, делая камерные программы или выступая с разудалым «Терем-квартетом», но публика все равно видела (и слышала) его персонажем опер Чайковского и Верди. И пусть, как злословят сплетники, бархатный баритон уже не столь бархатен, а его владелец иногда чрезмерно эксплуатирует свой собственный образ, но в ходовом оперном репертуаре ему по-прежнему почти нет равных. Поэтому он делает своего рода театр одного певца и поет набор своих любимых арий. Поет, чтобы напомнить о себе и доказать, что моноспектакль, когда на сцене всего один герой, — это умеют единицы.

Арии из опер русских и итальянских композиторов. Государственный симфонический оркестр «Новая Россия». Дирижер Е. Бушков.

18 февраля 2008,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация