Резкое похолодание

О книге

Сборник повестей и рассказов признанного специалиста по ужасному: теперь больше грусти, чем страха.

«Зимняя книга» Анны Старобинец отличается от такого же словно «летнего» «Переходного возраста» в первую очередь мягкостью и леденящей негой. У автора вообщето вышло уже три книги, но сравнивать именно эти две кажется правомерным хотя бы потому, что если фольклорно-фантасмагорическое «Убежище 39» — полновесный роман, то «Возраст» и «Похолодание» — сборники повестей и рассказов, своего рода зарисовки. Их можно сравнить с первыми оборотами двигателя на новом старте.В этом смысле «Убежище» с визитами за грань реальности и бегающим по страницам героем-пауком вполне перенимает черты заглавной повести «Переходного возраста», в котором тело подростка превращалось в обитель муравьиной матки.Таким образом,вероятно,и в «Резком похолодании» можно попробовать различить черты следующего романа, который для писателя в идеале означает новый виток развития. Чем же отличается этот новый этап от предыдущего, иными словами, сместилась ли точка взлета в текстах «Похолодания» по отношению к «Переходному возрасту»? Кажется, что да. Если дебютный сборник поражал читателя прежде всего мастеровитостью, профессиональной постановкой голоса молодого автора, то в «Резком похолодании» различимы обертона. Прежде всего — ужас мира, неподвластный человеческому пониманию, тем более контролю, неожиданно оказался пропитан грустью.

Сборник насыщен подобными оксюморонами — бездомный домовой, Дед Мороз в «Пекле», хозяйка искусственной (Медной?) горы,заточенная туда не кем-либо, но инкарнацией Данилы-мастера. Легкость, с которой автор собирает из осколков архаического сознания, из фольклорных самоцветов и дикого камня бытовых суеверий свои современные сказки, постепенно уводит от навязших в зубах сравнений со Стивеном Кингом, ярлык «отечественный хоррор» отваливается сам собой. Это что-то иное. Что именно — вероятно, покажет следующий роман.

Спецпроект

Загружается, подождите ...