Москва
Москва
Петербург

Майская ночь, или Утопленница

Автор: Николай Римский-Корсаков
Режиссер/Постановщик: Александр Титель
Развеселая опера Римского-Корсакова, сохраняющая юмор и мистику Гоголя, от Тителя.

В свое время Римский-Корсаков по праву оспаривал у Чайковского титул первого оперного композитора на Руси.

Однако если шлягерный Чайковский, пусть даже представленный всего двумя опусами («Евгений Онегин» и «Пиковая дама»), заполонил собою решительно все оперные сцены российских городов, то Римский-Корсаков с его внушительным послужным списком отменнейших шедевров («Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Майская ночь», «Золотой петушок») известен, так сказать, номинально. Только «Царская невеста» ставится регулярно, а из остальных опер театралы довольствуются скудными объедками вокальных и симфонических номеров — то какое-нибудь сопрано прощебечет арию Шемаханской царицы, то симфонический оркестр грянет «Сечу при Керженце» или из чьего-нибудь мобильного телефона раздадутся милые сердцу звуки «Полета шмеля». Для настоящего ценителя — это все равно что дырка от бублика.

Год 2008-й обещает исправить ситуацию — российская общественность приготовилась встречать 100-летие со дня смерти композитора. Первый на поклон выходит Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, представляющий одну из самых искрометных и мелодичных опер юбиляра — «Майскую ночь» на сюжет одноименной повести Гоголя. Типичная для гения русско-украинской словесности смесь фольклорной наивности и лихой фабулы, перченого юмора и будоражащей душу мистики здесь тут как тут — и Римский-Корсаков придумывает к ней восхитительную музыкальную огранку. Чего стоит одна увертюра, создающая поэтическую атмосферу душистой южной ночи (либретто советских времен начинается многообещающей фразой «Гуляют парубки и девушки…»), или комические перебранки главной героини, Ганны, с ее будущим свекром Головой — рядом с ними меркнут диалоги из «Моей прекрасной няни». В случае с «Майской ночью» публика смеется не потому, что так предписано программкой, — юмор Гоголя, помноженный на заводную музыку Римского-Корсакова, даже самого отъявленного меланхолика заставит улыбнуться.

В Музыкальном театре за оперу взялись столь ответственно, что даже перенесли премьеру — она, по первоначальной идее, должна была состояться 7 февраля. То, что не состоялась, — скорее плюс, нежели минус: оперные завсегдатаи уже устали огорчаться откровенно сырым премьерам, когда солисты едва выучили текст, а оркестр силится совпасть по времени с хором, так что будет лучше, если изысканные ансамбли «Майской ночи» певцы пройдут еще пару раз.

28 февраля 2011,

Афиша

Персоны

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация