Тимур Новиков "Текстильные коллажи"

О событии

Самые ранние работы просты до неприличия - сшитые ткани с чем-то простеньким в серединке - такой бедный российский минимализм.

Все, к чему прикасался Тимур Новиков, становилось искусством. Правда, сразу поверить в это было трудно. Особо недоверчивые до самого безвременного конца художника считали, что придуманный им неоакадемизм — очередная шутка гения (в том, что Тимур Петрович гений сомневающихся было меньше).

Первый в отечестве частный музей современного искусства еще год назад при своем основании увлеченно прикалывавшийся, незаметно для себя стремительно повзрослел и начал исполнять обозначенную в названии функцию на полном серьезе. В каталогах больше нет ненормативной лексики, зато много полезной информации, эффектно и разумно инсталлированные выставки развивают знание о художниках.

Время собирать камни пришло давно, издан даже подробный каталог его работ, но первую значительную музейную выставку в Москве устраивает музей Аrt4.ru только теперь.

Годовалому музею — первому частному предприятию подобного рода в отечестве — ждать на день рождения волшебника смысла нет — у него есть владелец, он же распорядитель и повелитель. Вопреки возникшим за годы советской власти предубеждениям, это позволяет учреждению вести политику куда более разумную, чем государственным монстрам (они же национальные сокровищницы).

Как водится, всеобщему счастью помогает несчастье музея — абсолютный минимум выставочных площадей не позволяет размахиваться на пафосные персоналки, вот и исследуют предмет в деталях, вникая в тонкости и оттенки. Сейчас — себе в подарок — решили показать выставку чтимого, любимого художника Тимура Новикова. В основном из собственного собрания и семейного архива (участвуют и несколько московских коллекционеров), и только самые удивительные его работы — текстильные панно. Потом обещают показать и другие грани творчества Новикова, а сейчас и для панно приходиться освобождать две трети музея от постоянной экспозиции.

Значение подарка себе и людям не оценить трудно — изготовленные из разных тряпочек большие, лихо сделанные аппликации оказались самым стойким из всех изобретений Тимура Новикова. Талантливый во всем, перепробовавший все что можно и нельзя, живший год за три, эффектный во всех образах, сделавшийся старцем в неполные сорок, Новиков и тряпочки свои юзал как мог. В короткий период минималистский проект, дерзкий и удобный во всех отношениях: простой в производстве, недорогой в перевозке, разделил судьбу многих творческих начинаний — превратился в признанный рынком, нагруженный смыслами драгоценный продукт.

Под занавес короткой насыщенной жизни слепой художник неведомым способом продолжал творить (с помощью ассистентов): материалы становились богаче, замыслы сложнее, изображение насыщеннее. Изобретенный самим же Новиковым неоакадемизм требовал, чтобы буквально все, в том числе и куски материи, были немыслимо прекрасны и вписывались в классический формат. Не всякому удается убить тем же способом, что и породил, создать стереотип буквально из того, чем его самолично недавно разрушал. Но Новиков был мастер.

Спецпроект

Загружается, подождите ...