Ее императорское Величество | Time Out

Ее императорское Величество

Ее императорское Величество

О мероприятии

Оркестр Musica Viva представляет интригующую программу сочинений Гайдна для австрийских монархинь.

«Вся великая музыка написана по заказу», — недавно утверждал в интервью Time Out живой классик современной композиторской мысли Родион Щедрин, и был абсолютно прав. Вопреки сложившемуся представлению, что настоящая, вечная музыка всегда создается по велению души и сердца, подавляющее большинство гениальных произведений прошлого (да и настоящего) оплачивалось звонкой монетой — что совершенно не охлаждало, а даже, наоборот, стимулировало вдохновение авторов. В XVIII веке причиной заказа часто становился важный случай — как правило, появление особо важной персоны, которую чествовали свежим музыкальным сочинением. Три таких опуса «по заказу и по случаю» дирижер Александр Рудин, любящий выстраивать нетривиальные сюжеты в программах своих концертов, нашел в необъятном наследии Йозефа Гайдна — и все три посвящены представительницам династии Габсбургов, владевших необъятной Австро-Венгерской империей и, по счастью, очень любивших музыку, благодаря чему все три венских классика — Гайдн, Моцарт и Бетховен — могли зарабатывать себе на жизнь.

За каждым из опусов стоит особая история — и новый женский силуэт. Симфония №48 писалась по случаю прибытия в поместье князя Эстерхази, у которого служил Гайдн, императрицы Марии-Терезии — той самой, которая оспаривала у Екатерины II титул самой образованной монархини века Просвещения. За этим солнечным, в безоблачной тональности до мажор сочинением так и закрепилось название «Мария-Терезия», а торжественные фанфары, которыми открывается симфония, напоминают традиционную церемонию приветствия августейших особ, принятую в XVIII столетии, — когда трубачи начинали надувать щеки, едва завидев королевский кортеж. Созданной спустя полтора десятилетия симфонии №85 поклонниками Гайдна было навеки дано название «Королева» — «La Reine», на французский манер, так как эта симфония пришлась по душе дочери Марии-Терезии — супруге короля Людовика XVI императрице Марии-Антуанетте, в честь которой Гайдн создал несколько опусов. Самую любопытную историю создания имеет «Терезия-месса» — одно из поздних произведений Гайдна, появившееся на рубеже двух столетий. Сам Гайдн посвятил этот опус вовсе даже не императорской особе, а супруге князя Эстерхази, которая была весьма набожна и, соответственно, поощряла старания своего капельмейстера на ниве церковной музыки. Но судьба распорядилась по-своему: на одном из концертов в Вене, где исполнялась эта месса, партию сопрано пела супруга императора Франца I Мария-Терезия, королева двух Сицилий, славившаяся любовью к искусству и обладавшая, по мнению современников, прекрасным, хорошо поставленным голосом. Соответственно, месса получила имя той, кто стоял на верхушке социальной лестницы.

Молниеносно повинующиеся каждому жесту Александра Рудина музыканты «Musica Viva» много раз играли гайдновские симфонии, но на заповедную территорию его духовной музыки заступают впервые (прошлогодний концерт оркестра с ораторией «Сотворение мира» не в счет — это тоже сочинение светское), поэтому именно месса должна стать гвоздем программы. Чтобы не переучивать многочисленные столичные хоры, поющие Гайдна как Чайковского или Рахманинова, Александр Рудин в содружестве с молодым хормейстером Евгением Волковым создает свой персональный коллектив — камерный хор Musica Viva, куда набирают певцов с чистыми и гибкими голосами, необходимыми для исполнения музыки XVIII века. Особую гордость организатор концерта, Московская филармония, испытывает за солистов: четыре певца из четырех разных стран (Великобритании, Ирландии, Хорватии и Швейцарии) должны слиться в ангельском квартете — жемчужное сопрано Люси Кроу будет оттенено темным, пряным меццо Патрисии Бардон, а проворный тенор Крезимира Спайшера составит прекрасный ансамбль с бархатным баритоном Штефана Маклауда. От такого бравого состава исполнителей не отказался бы и князь Эстерхази, любивший чествовать Габсбургов музыкальными дегустациями. Теперь же на месте австрийских императриц может оказаться любой, кто прельстится музыкой Гайдна.

Ее императорское Величество
Й. Гайдн. Симфония №48 «Мария-Терезия», Симфония №85 «Королева», Месса си-бемоль мажор «Терезия-месса». Солисты: П. Бардон (Ирландия), Ш. Маклауд (Швейцария), Л. Кроу (Великобритания), К. Спайшер (Хорватия). Академический камерный оркестр и хор Musica Viva.
Дирижер А. Рудин.
Пт 8 февраля, 19.00, Большой зал Консерватории

Билетов не найдено!

Закрыть