Смерть на брудершафт
Time Out

О книге

Эраст Фандорин ушел на базу, за спокойный сон империи теперь отвечает студент Романов.

Вся столичная контрразведка стоит на ушах: в Петербурге и окрестностях ловят германского резидента. Время архивоенное, на дворе стоит жаркое лето 1914-го, а тевтонский шпион раздобыл с помощью предателя план расположения русских войск на западной границе. Немец хитер, коварен, изворотлив, уходит от засад и облав то через окно, то через кусты, постоянно меняет внешний вид и всегда оставляет своих противников с носом. Кто спасет Россию в трудную минуту? Вся надежда на простого студента Алексея Парисовича Романова. Пусть он юн и на редкость бестолков, но зато сметлив, пылок и отважен. Ну просто точь-в-точь Эраст Петрович Фандорин в молодости.

Последние два месяца издательство «АСТ» активно распространяло слухи, что Анатолий Брусникин, написавший роман «Девятный Спас», есть новая реинкарнация Бориса Акунина. А потом столь же активно эти слухи опровергало. В итоге в головах не только читателей, но и критиков возникла серьезная путаница, и не раз на презентациях и литературных тусовках можно было услышать: «Выходит новый Акунин». — «Это который Брусникин?» — «Да нет же, это который настоящий Акунин». Впрочем, прочтение книги «Смерть на брудершафт» развеивает все сомнения: произведение явно написано автором приключений Фандорина и трилогии о Пелагие. Правда, теперь заявлен новый жанр — роман-кино. В книгу вошли две похожие на сценарии немых фильмов короткие новеллы. В первой студент Романов охотится на капитана германского генерального штаба, во второй отправляется в Швейцарию добывать секретный архив «биржи шпионов». Попутно дерется на дуэли с поэтом-футуристом д’Аннуцио, получает ранение где-то в районе Мазурских болот, разъезжает на «Руссо-Балте» и поет романсы.

Акунин опять затеял новую серию с новым персонажем. Вторая новелла, или, если следовать авторской терминологии, «фильма», заканчивается словами «продолжение будет». Уже известно, что в третьей части задействован самолет «Илья Муромец». Однако пока новый цикл недотягивает до старых. Во-первых, «Смерть на брудершафт» напоминает нарезку из черновиков к «Азазелю» и «Турецкому гамбиту». Из первой книги списан персонаж, из второй — шпионские страсти. Во-вторых, на этот раз Акунин представил на суд читателя на редкость простой сюжет. Романы про Фандорина и Пелагию славились крутыми поворотами истории: каждые десять страниц интрига становилась все запутаннее и запутаннее, а версии все фантастичнее и фантастичнее. В «Смерти на брудершафт» крутых поворотов всего два, по одному на каждую новеллу, а сюжет развивается на редкость примитивно: наши делают шаг, терпят поражение, снова пытаются что-то сделать, новый неуспех, и лишь под конец им удается хоть немного поквитаться с врагами. Увы, попытка Акунина сбросить кожу и вновь обрести легкость оказалась не самой удачной. Подождем новых «фильм».

Спецпроект

Загружается, подождите ...